982aa6a4a40dea24a6e4eaef181deb4b
Инвалиды: право жить в России
13.09.2016 07:01

На минувшей неделе мой репортаж о визите к ребенку-аутисту Диме Сергееву в Федурново имел большой резонанс в соцсетях.

Это приятно, потому что тема своевременна и актуальна. Отношение российского общества к инвалидам, не важно, какой у них диагноз, можно сравнить с отношением ребенка-аутиста к окружающему миру. То есть отношение вроде как присутствует, но назвать его социально приемлемым можно с большой натяжкой.

Я не беру в расчет «безбарьерную среду», паралимпийский спорт, общественный движ, куда вписывают людей с ограниченными возможностями. Не беру не потому, что это делают плохо. Это делают, как могут, в уме все равно разделяя людей на здоровых и больных.

В российском обществе сформировано два стереотипа в отношении инвалидов: «ой, бедные, несчастные» и «ой, ничего себе, они, оказывается, могут» (когда речь идет о победах в спорте или каких-то персональных заслугах членов данного социума).

Базовый постулат, что они такие же люди с равными правами, все почему-то забывают. Да, у них есть физические ограничения, но если их с юных лет лечить, социализировать, учить и психологически поддерживать, они вырастают точно такими же, как мы, только иначе выглядят.

Примеров этому — масса. Но почему-то мне приходят на ум истории людей – достигаторов, то есть тех, которые состоялись не благодаря общественной поддержке, а вопреки ей. Неоднократный чемпион Алексей Обыденнов из Ликино-Дулево, пловец и велосипедист без рук, и множество его коллег по большому спорту. На местном уровне, в Балашихе, такие люди тоже есть: например, победитель игры в боччу Александр Казаков и другие ребята-участники инвалидных команд города. Мне также вспоминается история героини моего интервью Анны Булочниковой с ДЦП, которая вышла замуж за здорового мужчину и родила прекрасного, не менее здорового сына.

Стереотип о «людях с ограниченными возможностями» во многом идет от того, что СМИ стараются не поднимать эту сложную тему, но если поднимают, то в ключе «легкого головокружения от их успехов».

С одной стороны, это верно. Общество нужно приучать, что они – нам равные. Но с другой стороны, почему бы не объяснить ему популярно, что пока не будет четкой политики в области медицинского, социального, образовательного, психологического сопровождения инвалидов и их семей, эффект разделения будет присутствовать.

Аутисту Диме Сергееву – 6,5 лет. В это время многие дети обычно идут в школу. Диминой семье предлагают отдать его в коррекционное учебное заведение, где с образованием и социализацией не ахти как. Все это звучит примерно так: «А давайте-ка вырастим еще одного «овоща», а там куда кривая вырулит. Справится семья или сам стартанет – отлично, нет – не наши проблемы, мы сделали, что могли».

И таких «Сергеевых» в нашей стране скорее всего десятки тысяч. Сколько – точно не знаю, статистики по аутистам в России нет.

В своем репортаже для блога Большой Балашихи я описала проблему и тут дала гиперссылку, если кто-то хочет глубже изучить вопрос.

С 1 сентября вступил в силу закон об инклюзивном образовании (когда дети здоровые и дети с медицинскими диагнозами могут учиться вместе). У многих людей это вызывает не очень положительную реакцию («как это, моя Машенька или мой Ванечка будут учиться и наблюдать за такими вот детишками»). Есть люди толерантные, типа меня. Я всегда была за то, чтобы моя дочь с детства дружила с теми, кто ей приятен, независимо от их медицинского статуса. Но нас очень мало. И это часто говорят мне мамы «особенных» детей, не уставая благодарить за доброту и понимание.

Меня не надо благодарить. Я стала такой не сразу. Понимание жизни наступает, когда видишь дискриминации и наряду с этим – фальшь, намеренное замалчивание проблемы или в лучшем случае — полумеры. А люди-инвалиды тем временем продолжают бой за право быть услышанными и принятыми такими, какие они есть. С их правами на достойную жизнь…

Марина Волкова

Поделиться:
10 комментариев to “Инвалиды: право жить в России”
  • Маланина Татьяна Юрьевна
    13.09.2016 -

    Очень своевременная и нужная статья, еще один шаг к пониманию мира «особых» детей и жизни их родителей за гранью, в Зазеркалье. Еще один шаг на пути к нормализации жизни наших семей! Спасибо огромное Марине Волковой, чувствуется, что через сердце пропущена тема, что автор с ней живет уже некоторое время, а не просто заказ редакции, типа «Письмо позвало в дорогу».

  • Как хорошо, что в нашем обществе появились люди, которые видят проблемы изнутри! Я тоже не являюсь матерью ребенка-инвалида, но я работаю с этими детьми и многие не говорящие дети способны не только усваивать информацию но и двигаться вперед намного быстрее обычных ребят. Очень хочется, чтобы были действительно хорошие программы, по которым мы смогли бы работать с большей эффективностью и дети достигали бы больших результатов

  • Марина Волкова
    13.09.2016 -

    Спасибо за оценку, друзья! Пропустила через сердце, это так. Потому что познакомилась с Аней Сергеевой и другими мамами особых детей. Они — герои!

  • Юлия. Галушко
    13.09.2016 -

    Я тоже считаю,что нет ни чего страшного и опасного,в том что такие детки будут учится в нормальной,средней школе,ходить в обычный садик.Посещать кружки и секции с обычными детишками!!!Я лично знаю Димульку Сергеева!Он обычный мальчишка,шустрый как все,добрый,просто он малчун.Это единственное, что его отличает от моих детей!!!Когда наши дети встречались,то они находили общий язык,играли и конечно хулиганили)Все дети ,без исключения имеют право на нормальное развитие в обществе!

  • д
    13.09.2016 -

    В таких детях нет ничего особенного им просто тяжелее адоптитоваться в этом мире и объщество должно помогать им и их родителям в своих же детях воспитывая человечность

  • Екатерина Павлова
    13.09.2016 -

    А я бы не отдала свою дочь в общую школу с обычными детьми. Закон законом, а людей и их детей очень сложно переделать. Сколько обидных комментариев я слышала в свой адрес, сколько раз наблюдала, как мамы здоровеньких деток просто уходили с площадки, если мы приходили туда играть. Законом людей не заставишь уважительно относиться к особенным детям. Если бы это был отдельный класс в общеобразовательной школе, чтобы дети не чувствовали себя белыми воронами и для них это была бы действительно благоприятная среда. А не один «особенный» на 20 нормальных. А преподаватели? Где их брать? У моей знакомой девочка- аутист пробыла в общем садике около часа, затем позвонила заведующая и попросила забрать ребенка: это не детсадовский ребенок. Девочка плакала и расстраивалась целый день, ей-то понравилось. Так что..

  • Света
    13.09.2016 -

    Я считаю что такие детки должны учиться в обычной школе, должны получить образование. Мне очень жалко мам таких детишек настоящик борцов ,с системой, с чиновниками.и обидно что мы милионны отправляем на помощь другим странам и не можем помочь нашим детям.

  • илья
    13.09.2016 -

    У меня братик аутист. Ему 5,5 лет и он не разговаривает, но мама с папой делают все педагоги, бассейн, медикаменты, микрополяризация через три месяца и все за свой счет. Куда они только не обращались, помощи ни от кого — ни фонды, ни благотворители, а потому что считают, что это не болезнь, хотя они все ошибаются, потому что бесплатно — нет, а платно и за большие деньги, можно подумать, что такие дети рождаются только у состоятельных людей. В нашем государстве если рассмотреть по медицине есть все, ведь только лень врачей и чиновников ставят палки в колеса, помогая частным клиникам. Если обратить внимание сми на это и многим аутятам можно помочь с рождения. Согласитесь!

  • Наталья
    14.09.2016 -

    Проблема в том, что законы у нас не работаю. Отчеты на местах рисую очень красивые, а в итоге социальной реабилитации нет, департамент вместо со школой умываю руки и вместо положенного тьютера просто посылают на домашнее обучение. Нет ребенка — нет проблем.

  • Лариса
    14.09.2016 -

    Огромное спасибо за статьи о Димке. Очень приятно, что автор не смотрит свысока на особых детей и их родителей.
    Иногда слышу, что педагог работающий в системе коррекции говорит о том, что своих здоровых детей не хочет видеть рядом с «больными». Как-то больно это слышать.