Учёный и мыслитель Виктор Тростников часто бывал в Николо-Архангельском храме Балашихи в 1970–1980-х годах - БОЛЬШАЯ БАЛАШИХА - Информационное агентство

Учёный и мыслитель Виктор Тростников часто бывал в Николо-Архангельском храме Балашихи в 1970–1980-х годах

Виктор Николаевич Тростников — колоритнейшая фигура русской культурной жизни последних десятилетий. В нём была зрима «цветущая сложность» интеллекта. Автор этих строк считает подарком судьбы знакомство с этим удивительным человеком и дружбу с ним на протяжении четверти века.

Наша общая география — Матвеевское в Москве, где мы были соседями, и Борисоглебск Ярославской области, где с 1989-го соседями стали сезонно. Однако мой почтенный собеседник не раз отмечал, что давешние его посещения церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском оставили глубокий след в его памяти. Виктор Николаевич особенно ценил тот факт, что этот храм не посмели тронуть ни французы в 1812 году, ни советская власть: он не закрывался ни на день вплоть до 2020 года, о чём В.Н. Тростников узнать уже не мог…

В.Н. Тростников родился 14 сентября 1928 года в Москве, которую до конца жизни искренне считал святым городом. Во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетним был эвакуирован в Узбекистан. Почти до конца войны трудился на сахарном заводе. По возвращении в Москву работал слесарем на авиамоторном заводе.

В 1953 году окончил физико-технический факультет МГУ. В Ленинграде, затем в Москве преподавал в различных вузах высшую математику. Стал доцентом на соответствующей кафедре МИИТа. Вёл кружок по математике в Московском городском Дворце пионеров и школьников.

Вышли его первые книги: «Элементарная теория ускорителей заряжённых частиц» (1962) и «Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики…» (1977).

В 1970 году Виктор Николаевич защитил кандидатскую диссертацию по философии «Некоторые особенности языка математики как средства отражения объективной реальности». Уже в диссертации намечается эволюция его мировоззрения от материализма к богопознанию.

Сам Виктор Николаевич отмечал, что его внутреннее развитие определялось потребностью понять, «вчувствоваться», усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, «взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное». Это стремление, пишет он в своей биографии, и есть ключ к его творчеству и его судьбе.

Если говорить кратко, путь В.Н. Тростникова — от физики к математике, затем от математической логики к философии, важнейшей частью которой он считал гносеологию — тот раздел философии, который изучает критерии истинности и достоверности знания.

Таким путём В.Н. Тростников пришёл к понятию Бога, о чём исповедально написал в книге «Мысли перед рассветом». Она уже вышла в Париже, в 1980 году, в «тамиздате», и зачитывалась до дыр, если попадала в руки. Свежесть мысли и прямота изложения, образность и богатство языка подкупали неравнодушных читателей. Стало как-то сразу ясно, что явился независимый и мощный национальный мыслитель, причём без тени какой-либо политической конъюнктуры.

Но к этому времени в судьбе Виктора Николаевича случился резкий поворот — в связи с участием в альманахе «Метрополь». Это была попытка группы отечественных авторов высказаться неподцензурно. Искандер, Аксенов, Ахмадулина, Вознесенский… Даже Высоцкий передал подборку своих стихов. Правда, непосредственного участия в работе над альманахом он не принимал, но иногда приходил в «редакцию» с гитарой, задавая при входе в квартиру шутливый вопрос: «Здесь делают фальшивые деньги?».

В альманахе были опубликованы и «Страницы из дневника» Виктора Николаевича Тростникова — о приходе души к вере. Но это сочли диссидентством, хотя Тростников был среди участников альманаха единственным консерватором-традиционалистом и, кстати, единственным русским. Как рассказывает дочь философа Елена Викторовна Тростникова, «папу уволили из МИИТа, где он успешно преподавал математику, с “волчьим билетом”… На бумаге это выглядит просто. А на деле это оказалось очень трудно и больно. Родные считали, что его непременно посадят, потому что он открыто отказывался встраиваться в систему…».

Карьера математика закончилась. Вплоть до развала Советского Союза Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В 1988 году по приглашению Русской православной церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему «Тысячелетие крещения Руси»…

На одном из модных в ту пору патриотических вечеров мы и познакомились. Поразила его живость. «Мчаться по автобану в BMW — это наслаждение!» — делился впечатлением о Германии уже сребробородый философ. Глаза его, всегда улыбающиеся, весело блестели.

Он мог цитировать «Задонщину», святых отцов и накатисто исполнить свою любимую «битловскую» песню Eleanor Rigby, мог держать удар в дискуссии с распоясавшимися либералами — и рассмешить целую стайку малышей. Несгибаемая воля и богатый жизненный опыт проявлялись в неповторимой обаятельности Виктора Николаевича…

Тесно связан он был с коллективом  выходившего в Мюнхене под редакцией Олега Красовского альманаха русской общины в Германии «Вече», где печатались Валентин Распутин, Станислав Куняев, Владимир Солоухин, Владимир Осипов, Геннадий Шиманов. И каким счастьем было увидеть в одном из номеров собственное эссе «В поисках кощеевой иглы!». А позднее — иметь возможность публиковать статьи Виктора Николаевича в журнале «Молодая гвардия».

В.Н. Тростников печатался широко и охотно. Его работы по православному богословию, философии, истории и политике охотно брали журналы «Новый Мир», «Москва», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», еженедельник «Аргументы и факты», газеты «Завтра», «Правда», «Литературная газета», «Русский Вестник».

Его творческий потенциал реализовывался и в лекторской деятельности, на радио и телевидении. Много лет он был профессором Российского православного университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. На основе бесед с Виктором Николаевичем Тростниковым снято шесть серий фильма «Размышления о Боге, о вере, о себе».

Насколько его наследие актуально и сегодня, свидетельствует работа «Сущность вируса и его место в общей картине мира». Её можно найти в открытом доступе.

Работал он до конца жизни. Летом 2016 года Виктор Николаевич написал книгу «После написанного», которая вышла в январе 2017 года.

Лишь однажды довелось видеть его взгрустнувшим, году в 2014, во время нашей последней встречи. «А ведь Шафаревичу уже 90!» — шумно вздохнул Тростников. Академик Игорь Ростиславович Шафаревич был ему другом, старше Виктора Николаевича на пять лет.

Шафаревич ушёл в феврале 2017-го, Тростников — ровно через полгода…

Похоронен Виктор Николаевич в ставшем ему родным Борисоглебске. В дом на берегу живописнейшей речки Устье наведываются его дети и внуки.

 

Игорь Дьяков

Комментарии:

Обсуждение закрыто.

Мы в Instagram

Все права на материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат МАУ "Информационное агентство "Большая Балашиха".

Любое использование материалов и новостей сайта допускается только по согласованию с редакцией с обязательной гиперссылкой на сайт www.bbnews.ru

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ СМИ

Сетевое средство массовой информации "Большая Балашиха", сайт в сети интернет bbnews.ru. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС ‎77-67562 от 31 октября 2016 года. Учредитель - Муниципальное автономное учреждение Городского округа Балашиха "Информационное агентство "Большая Балашиха". Главный редактор - Хорошев Алексей Львович. Адрес редакции: 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 5. Телефон редакции: +7(498)660-85-00. Электронная почта редакции: office@bbnews.ru