Старейшей военной авиационно-технической базе в Балашихе в 2018 году могло бы исполниться 100 лет

Центральная авиационно-техническая база войсковой части №13815 ведёт свою историю с 1918 года. Сейчас на её месте построен большой микрорайон Авиаторов и жилой комплекс «Лесной городок».
Краснознамённый
Ещё в дореволюционной России, когда создавались и испытывались летательные аппараты, в Москве появился склад авиационного и воздухоплавательного имущества. Позже его преобразовали в парк-склад.
Приказом по Военно-воздушному флоту РСФСР 31 октября 1918 года он был зачислен в состав Красной Армии. Этот день официально считается рождением Центрального военного авиационно-технического склада.
Он состоял из трёх отделов: авиационного, ремонтного и имущественного, здесь были мастерские для восстановления авиационной техники, а также большие хранилища для запасных частей и оборудования. Было всё необходимое и для сборки новых самолётов. Один из них участвовал в легендарной авиаэкспедиции Москва-Пекин в 1925 году, а из отремонтированных самолётов была создана эскадрилья «Красная Москва» под командованием будущего маршала авиации Степана Красовского. В 1928 году за добросовестную работу по сохранению имущества и бесперебойное техническое обеспечение действующих авиационных частей в период Гражданской войны военный склад был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Вторую свою награду — орден Красного Знамени он получил уже в период Великой Отечественной войны – в 1943 году.
Дальнейшее развитие авиации предполагало наличие больших территорий для хранения имущества. Поэтому было принято решение о строительстве ещё одного склада в Балашихе.
Новая территория
Строительство Центрального авиационно-технического склада в Балашихе началось в 1932 году. Это была территория посёлка Новый Свет и бывшего конного двора хлопкопрядильной фабрики – большое поле с лесным массивом. Здесь возводились складские и вспомогательные помещения и жилые дома для будущих работников. Основные работы были завершены уже через три года. В основном все жилые постройки располагались в посёлке Орджоникидзе, несколько деревянных бараков были в посёлке Новый Свет. Начальником строительства, а впоследствии и склада до 1937 года был комбриг Павел Петрович Вольников.
Хасан и Халкин-Гол
На протяжении четырёх лет, начиная с 1936 года, коллектив склада по особым заданиям правительства, несмотря на расстояния, обеспечивал всем необходимым наши военные части. Дальние перелёты осуществлялись в период советско-японских пограничных конфликтов на озере Хасан, а также в локальном вооружённом столкновении с Японией на территории Монголии у реки Халхин-Гол, и в период войны с Финляндией. Снова всё снабжение шло из Балашихи, склад обеспечивал всем необходимым дальние перелёты и экспедиции, тактические учения и парады вооружённых сил страны.
Всё для фронта
В период Великой Отечественной войны ушли на фронт многие работники склада: из 315 человек вернулось только 15. В память о погибших на территории базы позже был сооружён памятный монумент, который после начала строительства микрорайона Авиаторов куда-то исчез.
В военное время авиационно-технический склад работал круглосуточно. Ежедневно авиационно-техническое имущество отправляли в войска до 200 автомашин, десятки железнодорожных вагонов и самолётов — на территории базы был небольшой аэродром, где приземлялись легкие самолёты. Все здания и склады тщательно маскировались. За весь период войны ни одна бомба не упала на эту территорию.
В 1941 году, когда под Москвой развернулись бои, оборудование склада по решению командования было эвакуировано вглубь страны. Около 1500 вагонов с имуществом отправили в Сызрань и под Казань. Снабжение наших войск при этом не прекращалось, хотя работали в основном тогда женщины и подростки.
После разгрома немцев под Москвой авиационно-технический оборудование и имущество вернулось на старое место дислокации. В 1943 году склад был переименован в Центральную базу авиационно-технического снабжения Военно-воздушных сил Красной Армии. Это было самое крупное складское предприятие, база навечно занесена в книгу почёта ВВС страны.
Образцовая база
После войны работы прибавилось, на базе создавались новые отделы и склады — нужно было разобраться с техникой, поступающей с фронта. Здесь постоянно проводились учебные военные сборы и даже готовили механизаторов. На территории базы был вычислительный центр, большой гараж машин, пожарная часть, солдатский клуб на 400 мест со спортивным залом и библиотекой, кафе и даже подсобное хозяйство, где выращивали овощи и разводили свиней. Особое внимание уделялось благоустройству, территорию украшали фонтаны и каштановая аллея.
Войсковой частью №13815, в состав которой входила база, построены практически все дома в посёлке Орджоникидзе – от первых деревянных бараков до многоэтажных домов, социальные объекты — пионерский лагерь, школа, магазины, военторг, дом быта, где располагались парикмахерская, прачечная, химчистка, фотоателье, мастерские по ремонту бытовых приборов, часов, одежды и обуви, аптечный пункт.
Лихие 90-е
После 1998 года многие работники базы и целые отделы были сокращены, перестали работать социальные объекты, пришли в негодность инженерные сети. Из благоустроенной территория превратилась в запущенную и неухоженную. В 2009 году на месте основных складских объектов военной базы были построены жилые дома нового микрорайона Авиаторов.
Сейчас о бывшей образцовой Центральной базе авиационно-технического снабжения ВВС напоминают лишь обнесённые забором полуразрушенные здания военторга и дом быта – неприятное соседство со школой №4 в микрорайоне Орджоникидзе. Министерство обороны России до сих пор не передало этот участок городу.
Валентина Чубенко
Комментарии: