80-летие спасительницы ленинградцев «Дороги жизни» - БОЛЬШАЯ БАЛАШИХА - Информационное агентство

80-летие спасительницы ленинградцев «Дороги жизни»

Она — как легенда, как песня, как знамя.

У этой дороги не будет конца –

Она навсегда пролегла через память,

Навеки прошла через наши сердца.

«Дорога жизни» — это трагическая, героическая страница нашей истории, это тонкая нить, которая связала Ленинград  со страной и позволила ему выжить и победить и которая в буквальном смысле «вмерзла» в сердце каждого ленинградца, кто по ней эвакуировался на Большую землю.

В битве за Ленинград важную стратегическую роль сыграли водные и ледовые коммуникации, проложенные по Ладожскому озеру. Во время войны эти трассы были важнейшими участками фронта, а моряки Ладожской военной флотилии, речники Северо-Западного бассейна, автомобилисты и строители – надежные звенья механизма, работавшего на Победу Ленинграда – без этой дороги Ленинград не устоял бы. Дорога жизни состоит из двух частей — наземной трассы длиной 45 км – от Финляндского вокзала до Ладожского озера и водной трассы от мыса Осиновца до Кокорева длиной (первоначально) 30 км.

8 сентября Ленинград оказался в кольце блокады, фашисты сожгли Бадаевские склады. Сухопутные пути доставки продуктов в город были целиком отрезаны. Но уже 12 сентября начала действовать водная артерия Ладожского озера — к городу подошел первый буксир «Орел» с двумя баржами, которые везли в город продовольствие,сырье, муку  и вооружение, а из города – людей: военнослужащих, эвакуированных ленинградцев, перемещаемые в тыл предприятия, женщин и детей.

Наши  войска удерживали лишь необорудованное юго-западное побережье, но к 18 сентября 1941 года  было уже готово все необходимое для приема пяти судов. И за два месяца в период навигации до 10 ноября (до ледостава)  были перевезены десятки тонн грузов в Ленинград, а на Большую землю эвакуированы 33 тысячи ленинградцев.

Как только  прекратилась навигация и начался ледостав, остро встал вопрос о возможности доставки грузов по льду, т.к. решить проблему с помощью авиации было невозможно.

Подготовку к строительству Ледовой дороги через Ладожское озеро Военный совет Ленинградского фронта решил начать уже в октябре 1941 года.

Еще в период Северной войны в 1710 г корпус русских войск под командованием Апраксина совершил 130 км ледовый переход с острова Котлин на финское побережье для осады Выборга.

Во время русско-шведской войны 1808-1809 ггтакже был совершен переход по льду Ботнического залива.

В 1940 г во время советско- финского конфликта по льду Выборгского залива успешно прошла 70-я стрелковая дивизия советских войск.

В период гражданской войны часто строились зимние железнодорожные переправы через реки Волгу, Каму, Иртыш и др.

И 13 ноября 1941 г вышел приказ строить дорогу для автомобильного и тракторного транспорта. Трассу планировали проложить от мыса Осиновец (на западе Ладожского озера) до острова Зеленцы (восточный берег озера) с разветвлением на села Кобона и Лаврово с грузооборотом в 4000 тонн.

Строительные бригады искусственно намораживали лед в этом направлении, чтобы закончить постройку одновременно с ледоставом.

В ночь на 16 ноября гидрографы впряглись в сани и с компасами, картами, линями (тросами) спустились на прогибающийся лед в районе Осиновецкой базы флотилии и обследовали сначала  маршрут от Осиновца на западном берегу Ладоги до Кобоны на восточном берегу.

Для автоматической записи колебаний льда ученый Физтеха Наум Рейнов изобрел специальный прибор – прогибограф. Он мог регистрировать колебания льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток.

Вечером 19 ноября по Ладожскому озеру из Кокорева  отправился пробный конно-санный обозиз 350 упряжек, он доставил в Осиновец 21 ноября 63 тонны муки, но его путь был крайне сложным: в некоторых местах возчики разгружали мешки с мукой на лед и провозили упряжки порожняком, а муку проносили вручную.

21 ноября на легковом автомобиле испытали на себе дорогу на восточный берег Шлиссельбургской губы начальник тыла Ленинградского фронта Ф.Н. Лагунов, военный прокурор Д.И. Фукс и руководитель стройки, военный инженер Б.В. Якубовский. И уже только после этого 22 ноября в сторону Кобоны на лед вышла первая автоколонна грузовиков: 60 автомобилей ГАЗ-АА доставили в Ленинград 33 тонны муки. Среди участников первого рейса автомашин был и наш балашихинец из п. Салтыковка Платонов Иван Семенович.

22 ноября – святой день для ветеранов блокадников – день рождения Ледовой трассыспасительницы нашей, которая помогла Ленинграду выстоять в сложнейшей из блокад.

Так начала свою работу ледяная трасса Дороги жизни. Каждая из машин – полуторок была нагружена всего пятью — шестью мешками с мукой – боялись, что лед больше не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести.

Ледовая коммуникация длиной 30 км прошла всего в 12-13 км от позиций противника. А какие трудные были эти километры! Водители мчались по льду, а перед рассветом каждый раз находили по 5-6 трупиков маленьких изможденных от голодадетей от восьми месяцев до годика,

которые выскакивали из слабых рук матерей, вылетая на лед, и невозможно было узнать, чей это ребенок.

В первый месяц работы, до наступления настоящих морозов, дорогу приходилось передвигать четыре раза  из-за непрочности льда, а в некоторых местах до 12 раз, т.е. использовалось несколько маршрутов и в отдельные периоды вместе с наземной частью дороги протяженность ее оказывалась свыше 300 км.

Снаряды и бомбы оставляли полыньи, которые при таком морозе сразу затягивались льдом, снег их маскировал и обнаружить их было абсолютно невозможно. Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это удавалось, спасали не только машины, но и груз (муку).

Официально эта военно — автомобильная дорога числилась под № 101 (ВАД-101), но ее тут же окрестили «Дорогой жизни» — продукты, перевозимые грузовиками по льду, давали умирающему Ленинграду шанс на спасение.

В январе 1942 года активно шла эвакуация. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы – их было более сотни, и танки без башен. В суровую зиму 1941- 1942 гг на Ладоге нередко во время пурги из-за мороза глохли моторы, машины останавливались.

За две блокадные зимы по Ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек. На самой трассе работало от 16 до 18 тысяч человек. Машины по Дороге жизни шли круглые сутки.

С ноября 1941 года по апрель 1942 года (152 дня) Ледовую дорогу обслуживали 4000 автомобилей, не считая гужевого транспорта. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса. В марте 1942 года с Ладоги отбуксировали 1577 поврежденных автомобилей.

Весной 1942 года Ладога превратилась в полноценную стратегическую транспортную магистраль, способную обеспечить потребности блокадного города и Ленинградского фронта. За весну и лето 1942 года  усилиями сотен тысяч людей разных профессий на западном и восточном берегах Шлиссельбургской бухты Ладожского озера выросли специализированные порты Осиновец и Кобона с многокилометровым причальным фронтом, способным принимать до 80 судов. И речники сделали невозможное – снабжали город тем флотом, который не имел ни одного порта на Ладожском озере.

За 564 дней существования «Дороги Жизни» (до прорыва блокады) по этой трассе эвакуировали 1млн.743 тысячи человек, тонны продовольствия, горюче-смазочных материалов и угля для осажденного Ленинграда.

Зимой 1942-1943 г Ледовая дорога использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления Красной армии для прорыва блокады.

Никто не знает, сколько людей погибло от обстрелов в возникающих воронках и на тонком льду – из 4000 обслуживающих «Дорогу жизни» машин 1000 оказалась на дне озера, всплывали лишь детские игрушки. После окончания войны несколько десятилетий доставали машины со дна озера, а сколько неупокоенных душ блокадниковнаходится на дне озера – не известно.

Жертв было особенно много до того момента, когда ученые установили скорость автомобиля, при которой возникает явление резонанса, разрушающего лед, после чего водителей обязали придерживаться иной скорости. По причине резонанса своеобразно использовали зенитки – их обливали водой из Ладоги, чтобы наморозить ,иначе они могли провалиться под лед от рабочего резонанса.

Когда работа дороги несколько наладилась, назначение ее было строго определено – однатрасса предназначалась для провоза техники, боеприпасы шли по другой трассе с таким расчетом, чтобы при взрыве не повредить другим машинам, отдельно шел вывоз раненых, детей  и женщин. Также отдельно ходили машины с нефтепродуктами, т.к. в случае взрыва это было огромное пламя и, как следствие, подтаявший лед. Все было очень продумано.

По ледовой дороге переправляли даже танки КВ, которые в 1941 году  делали только в Ленинграде, переправлялись минометы, артиллерийские орудия, которые нужны были Москве.

Врагу не удалось прервать коммуникации Дороги жизни:

  • глубоко-подводники проложили по дну Ладоги уникальный бензопровод и пять ниток электрокабеля, проложенные 18 июня 1942 года
  • телефонно-телеграфный кабель, высоковольтный электрический кабель, позволивший снабжать город электричеством, а трубопровод для снабжения города топливом.

После войны в память о трагических событиях на Ладоге вдоль всего пути Дороги жизни возведены мемориалы и стелы. Неисчислимыми жертвами заплатили ленинградцы за Победу.

Вы, кто вел сквозь бомбы и бураны,

Мороз и пламя долгих тех ночей,

Дороги жизни дорогие ветераны,

Для нас, блокадников, вы всех родных родней.

И мы, блокадники, безмерно благодарны всем участникам тех страшных рейсов по дороге, всем, кто помог нам преодолеть эти страшные километры, кто защищал и охранял дорогу, кто осуществлял службу связи и медико-санитарную службу, не имея возможности укрыться от фашистских обстрелов и бомбежек, кроме как в домиках их ледяных глыб все той же Ладоги.

У Финляндского вокзала обращает на себя внимание небольшое табло, на котором крупными буквами написано: «Здесь начиналась Дорога жизни».

Памятные километровые столбы выстроились в почетном карауле от города-героя по всей легендарной дороге. Первый поставлен у Финляндского вокзала 46-й – у железнодорожной станции «Ладожское озеро». 45 километровых столбов размещены от станции Ржевка – символ начала «Дороги Жизни» до филиала военно-морского музея «Дорога Жизни» на Ладожском озере. На нечетных столбах помещены звезды – эмблемы Красной Армии, на четных — Серп и Молот символ трудящихся.

«Регулировщица» — станция Ржевка  -1986 г;

«Цветок Жизни» — 3 км. – 1968 г и Дневник 10-летней Тани Савичевой;

«Балтийские крылья» — 5 км. 1986 г;

«Дуб и Лавр»  10 км. – 1967 г;

«Катюша» – 17 км. – 1965г;

Ириновское братское захоронение;

«Разорванное кольцо»  и зенитка — 40 км. – 1966 г ;

45 км. Музей «Дорога Жизни»  — сентябрь 1972 год.

Возникли также музеи: Музей «Станция «Ладожское озеро», Музей в Кокарево, «101 батарея», Музей – Станция Петрокрепость, «Воинам — патриотам «Дорога Победы», Крепость «Орешек».

«Дорога жизни» спасла сотни тысяч ленинградцев и при этом надо не забывать говорить о той роли, которую сыграло объединение всей страны ради поддержки блокадного города.

Спустя десятилетия эти тяжелые блокадные годы стали знаком гражданской доблести, мерой участия в Победе.

Многоликое повествование (дневники и книги) людей о блокаде, о страданиях раскрывает пределы человеческие, высоты человеческой души, показывает, что в таких тяжелейших условиях, когда жизнь и смерть сошлись предельно близко, можно остаться Человеком.

Историю России теперь дают другую,

События и факты по-новому трактуя:

Одни перевирая, другие выпирая,

А мимо третьих быстро пробегая.

Но подвиг Ленинграда в молчанье не минуешь,

И славу Ленинграда не переименуешь!

 

Председатель БРОО УО и ЖБЛ                                                Г.В. Клюкина

Председатель МООО «Блокадники Ленинграда»

Комментарии:

Мы в Instagram

Все права на материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат МАУ "Информационное агентство "Большая Балашиха".

Любое использование материалов и новостей сайта допускается только по согласованию с редакцией с обязательной гиперссылкой на сайт www.bbnews.ru

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ СМИ

Сетевое средство массовой информации "Большая Балашиха", сайт в сети интернет bbnews.ru. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС ‎77-67562 от 31 октября 2016 года. Учредитель - Муниципальное автономное учреждение Городского округа Балашиха "Информационное агентство "Большая Балашиха". Главный редактор - Хорошев Алексей Львович. Адрес редакции: 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 5. Телефон редакции: +7(498)660-85-00. Электронная почта редакции: office@bbnews.ru