Урок доброты и толерантности провели в школе №28 Балашихи

В сентябре 2018 года в балашихинской школе №28 открылся первый в Подмосковье ресурсный класс для детей с аутизмом и задержкой в развитии. Сейчас там учатся пять таких детей. В гости к ним на Урок доброты и толерантности приехала аудитор Контрольно-счётной палаты Московской области Марина Захарова.

На таких занятиях школьникам на примере сказок, мультфильмов взрослые рассказывают о важности хороших поступков, взаимопомощи, отзывчивости, дружбе. Всё это помогает детям с аутизмом адаптироваться в обществе. Уроки проводятся в виде игры, и в ней участвуют все школьники первого и второго класса, где учатся дети с аутизмом. Ранее такие занятия в школе №28 провели актриса Юлия Пересильд и телеведущий Дмитрий Хрусталёв, заместитель председателя Московской областной думы Кирилл Жигарев, член Общественной палаты Подмосковья Лариса Зверева, депутат городского совета Александр Дегтяренко.

В ресурсных классах дети с особенностями развития начинают процесс обучения в инклюзии. При выборе школы для реализации пилотного проекта «Ресурсный класс» в 2018 году учитывали не только возможности образовательного учреждения, но и желание руководства всё это организовать.

«Учитель в общеобразовательной школе пользуется методическим материалом и тематическими наработками. Для развития инклюзии никаких методичек не было, по новому пути надо было идти по подсказке сердца, используя педагогический талант и опыт. Год спустя мы видим и результат, и риски, которые могут быть в этом непростом деле. Теперь мы можем рассказывать другим о том, как эти риски обойти. Очень важно, чтобы в каждом городе региона были такие классы, ведь по закону все дети с ограничениями по здоровью должны учиться в обычных школах. Нужна утверждённая программа, которая позволила бы опыт Балашихи тиражировать в городах Подмосковья», — сказала аудитор контрольно-счетной палаты Московской области Марина Захарова, ранее работавшая министром образования региона.

Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха

Ресурсный класс в школе №28 в микрорайоне Кучино появился благодаря Анне Сергеевой — маме ребёнка с особенностями развития, которая обратилась в «Центр проблем аутизма». Для реализации проекта Анна организовала благотворительный фонд «Шаг в инклюзию». Сейчас он помогает продвигать важные проекты, направленные на социализацию детей с аутизмом в обществе.

«Когда моему сыну Диме диагностировали аутизм, я долго находилась в депрессии. Что делать, куда обратиться за помощью? В детский сад мы ходили не более полутора месяцев, потом Диму пришлось забрать. Там оказались не готовы к воспитанию таких детей в социуме. И такая ситуация по всей России. Но мне не хотелось, чтобы сын рос в замкнутом пространстве, поэтому я стала искать место, где мой ребёнок смог бы обучаться вместе с другими детьми», — рассказала руководитель благотворительного фонда член Общественной палаты Московской области Анна Сергеева.

Директор школы №28 Наталья Куракина идею инклюзии поддержала. Более года вместе с педагогами она ездила в Москву на семинары в другие школы с такой же программой и на подготовку в Центр проблем аутизма. Позже в школе определили помещения, фонд помог закупить оборудование. Для каждого ученика ресурсного класса была разработана индивидуальная программа по его социальной адаптации. Дети с особенностями развития занимаются в школе с тьюторами. Этот человек направляет, учит и всегда помогает малышам общаться в коллективе и участвовать в образовательном процессе.

«Сейчас для нас ресурсный класс — обычная учебная программа. Да, сложная, но малыши с особенностями развития должны учиться вместе с другими детьми. Начальная адаптация подразумевает, что вначале ребёнок с аутизмом вместе с тьютором находится и занимается в ресурсной зоне, на переменах и в столовой он видится с другими детьми. Потом его приводят в класс на 15 минут, дальше — больше. Всё зависит от темпов его социализации. Тьютор присутствует на занятиях, он наблюдает за ребёнком, старается предотвращать ситуации, вызывающие у ребёнка нежелательное поведение. Сегодня у нас пять детей пять дней в неделю посещают по три урока, каждый из которых длится 35 минут. И это очень хороший результат», — поделилась директор школы Наталья Куракина.

Конечно, не все педагоги могут работать с необычными детьми. Но есть те, кто делает это с особым удовольствием и большой заботой. Одна из таких людей — Антонина Цой. Сначала она на безвозмездной основе приезжала пообщаться с детьми, гуляла с ними. Так она пыталась понять, получится ли у неё быть не просто педагогом таких детей, но и стать другом такому ребёнку. И у неё получилось. К сожалению, таких специалистов в инклюзивом образовании единицы.

Создание таких ресурсных классов в обычной школе — тема новая, но очень важная для Московской области. В 2020 году  в Балашихе планируется открыть ещё один класс для детей с ментальными нарушениями развития на базе школы №5 в микрорайоне Ольгино. Там тоже будут обучаться пять детей.

 

Валентина Чубенко

 

Мы в Instagram