Дизайн сайта обновляется и находится в режиме тестирования
26 декабря

Уникальный музей ПВО в Балашихе получит участок для новых образцов техники

Единственный в Европе музей ПВО расширит свою территорию в микрорайоне Заря в Балашихе. Это позволит пополнить уникальную экспозицию новыми образцами и макетами боевой техники. Вопрос расширения музея стал одной из тем, которые глава Балашихи Сергей Юров обсудил с ветеранами и комитетом территориального общественного самоуправления микрорайона Заря.

«Мы обсудили развитие музея и расширение его территории. Договорились, что в течение ближайших месяцев проработаем дизайн-проект и после согласования с ветеранами начнём работы по расширению экспозиции музея, — сообщил Сергей Юров. — Ветераны очень гордятся уникальным музеем, славной боевой историей войск ПВО. Музей нужен не только ветеранам и жителям микрорайона Заря, сюда приезжают со всей Балашихи, из других городов не только Московской области, но и со всей страны».

На смежном участке разместится дополнительная экспозиция, посвящённая современному периоду развития воздушно-космических сил.

«Музею обещана помощь в предоставлении земельного участка для размещения новых образцов техники. Это самолёт Су-15, противоракета, а также, возможно, мобильный вариант пусковой установки комплекса С-400. Кроме того, есть вероятность пополнения экспозиции другими экспонатами, реальными образцами», — рассказал газете «Город Балашиха» директор музея ПВО Юрий Кнутов.

Кроме того, размещение рекламы на Горьковском и Носовихинском шоссе поможет привлечь в музей новых посетителей.

«Большое спасибо за сохранение памяти славной истории отечественного ПВО. Спасибо за экскурсию и пожелания дальнейшего развития музея!» — написал в адресной книге Сергей Юров.

Развитие инфраструктуры
За круглым столом с ветеранами и комитетом территориального общественного самоуправления глава Балашихи также обсудил вопросы, которые волнуют жителей бывших военных городков. Один из самых острых для жителей Зари — медицинское обслуживание. Поликлиника пришла в упадок, специалистов не хватает.

«В этом году у нас закончено проектирование, и в следующем году мы приступаем к капитальному ремонту поликлиники в микрорайоне Заря. Обсудили также вопросы благоустройства территории, в том числе прокладки инженерных коммуникаций. По сути, все вопросы, которые перед нами ставят ветераны, находятся в той или иной степени проработки», — подвёл итоги круглого стола Сергей Юров.

Глава города также рассказал о дальнейших планах администрации по развитию инфраструктуры бывших военных городков, переданных Балашихе в соответствии с губернаторской программой Московской области. В 2018 году планируется ремонт детских садов — №41 в Заре и №47 в Северном. Начнётся реконструкция инженерных коммуникаций в обоих микрорайонах — замена теплосетей, модернизация котельного оборудования, а также строительство новой котельной в Северном. На эти цели планируется выделить около 700 миллионов рублей.

О музее ПВО
Экспозиция музея ПВО в Заре охватывает всю историю войск противовоздушной обороны — от первого выпуска русских лётчиков на приёме у императора Николая II в 1911 году до применения новейших средств Воздушно-космических сил России в Сирии. При входе в музей посетителя встречает коллекция славных образцов техники: 85-миллиметровая зенитка, которая защищала небо Москвы и жгла в лоб немецкие «Тигры» на Курской дуге, зенитно-ракетный комплекс С-75, на вьетнамском счету которого 1300 американских самолётов, мобильная пусковая установка С-300 и многое другое.

Во внутренних помещениях собрана богатая коллекция экспонатов — личные вещи, награды, фотографии и удивительные истории, перед которыми блекнут фантазии сценаристов Голливуда. Вот некоторые из них.

Борис Ковзан — единственный в мире лётчик, совершивший четыре воздушных тарана, в том числе два из них — на одном самолёте. В одном из боёв у него кончились патроны, и лётчик пошёл в лобовой таран, приготовившись покинуть самолёт. При сближении получил пулевое ранение в глаз и потерял сознание. Пришёл в себя на высоте полутора километров от земли и дёрнул кольцо парашюта. Высоты было недостаточно для мягкой посадки, но лётчик упал в болото. Это спасло его от немедленной смерти, но выбраться самостоятельно не осталось сил. К счастью, воздушный бой видели колхозники, они вовремя нашли героя и спасли его. Всего за годы Великой Отечественной войны Борис Ковзан совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, сбил 28 самолётов противника.

В 1973 году советский истребитель Миг-25 прорвал воздушную оборону Израиля и сделал несколько кругов над Тель-Авивом. Израильские средства ПВО оказались бессильны предотвратить потенциальную атаку. Эта рискованная демонстрация, за которую лётчик Александр Вертиевец мог заплатить жизнью, заставила израильское правительство отменить уже принятое решение о ядерной бомбардировке Асуанской плотины в Египте.

А вот Герой Советского Союза Иван Леонов — единственный в мире лётчик, который полностью потерял руку в бою, но продолжил летать и сражаться. И таких историй музей хранит немало.

Особое место в экспозиции занимает диорама «Противовоздушная оборона Москвы. Июль, 1941 г.» заслуженного художника РСФСР Алексея Семёнова. Знаменитый вид с Воробьёвых гор, хорошо знакомый москвичам и гостям столицы, совершенно неузнаваем: ночное небо прочерчено лучами прожекторов, на земле зенитные орудия, а на ближнем плане исковерканные останки самолёта с крестом на фюзеляже. Диорама создана в 1976 году.

В заключение расскажем ещё об одном, невзрачном на первый вид, экспонате. Спёкшиеся металлические соты размером с ладонь взрослого человека — это кусок обшивки американского «самолёта-невидимки» F-117A Nighthawk, сбитого в небе над Югославией в марте 1999 года. Того самого, которого, по хвастливым заверениям американской пропаганды, «сбить невозможно». Тем не менее югославские военные поразили сверхновейшего заокеанского монстра при помощи устаревшего советского зенитно-ракетного комплекса С-125, разработанного ещё в шестидесятых годах прошлого века.

Мы в Instagram