Старейшей военной авиационно-технической базе в Балашихе в 2018 году могло бы исполниться 100 лет

Центральная авиационно-техническая база войсковой части №13815  ведёт свою историю с 1918 года. Сейчас на её месте построен большой микрорайон Авиаторов и жилой комплекс «Лесной городок».

Краснознамённый

Ещё в дореволюционной России, когда создавались и испытывались  летательные аппараты, в Москве появился склад  авиационного и воздухоплавательного имущества. Позже его преобразовали в парк-склад.

Приказом по Военно-воздушному флоту РСФСР  31 октября  1918 года он был зачислен в состав Красной Армии. Этот день официально считается рождением Центрального военного авиационно-технического склада.

Он состоял из трёх отделов: авиационного, ремонтного и имущественного, здесь были мастерские для восстановления авиационной техники, а также большие хранилища для запасных частей и оборудования. Было всё необходимое и для сборки новых самолётов. Один из них участвовал в легендарной авиаэкспедиции Москва-Пекин в 1925 году, а из отремонтированных самолётов была создана эскадрилья «Красная Москва» под командованием будущего маршала авиации Степана Красовского. В 1928 году за добросовестную работу по сохранению имущества и бесперебойное техническое обеспечение действующих авиационных частей в период Гражданской войны военный склад был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Вторую свою награду — орден Красного Знамени он получил уже в период Великой Отечественной войны – в 1943 году.

Дальнейшее развитие авиации предполагало наличие больших территорий для хранения имущества. Поэтому было принято решение о строительстве ещё одного склада в Балашихе.

Новая территория

Строительство Центрального авиационно-технического склада в Балашихе началось в 1932 году. Это была территория посёлка Новый Свет и бывшего конного двора хлопкопрядильной фабрики – большое поле с лесным массивом. Здесь возводились складские и вспомогательные помещения и жилые дома для будущих работников. Основные работы были завершены уже через три года. В основном все жилые постройки располагались в посёлке Орджоникидзе, несколько деревянных бараков были в посёлке Новый Свет.  Начальником строительства, а впоследствии и склада до 1937 года  был комбриг Павел Петрович Вольников.

Хасан и Халкин-Гол

На протяжении четырёх лет, начиная с 1936 года, коллектив склада по особым заданиям правительства, несмотря на расстояния, обеспечивал всем необходимым наши военные части. Дальние перелёты осуществлялись в период советско-японских пограничных конфликтов на озере Хасан,  а также  в  локальном вооружённом столкновении с Японией  на территории Монголии у реки Халхин-Гол,  и  в период войны с Финляндией. Снова всё снабжение шло  из Балашихи, склад обеспечивал всем необходимым дальние перелёты и экспедиции, тактические учения и парады вооружённых сил страны.

Всё для фронта

В период Великой Отечественной войны ушли на фронт многие работники склада: из  315 человек вернулось только 15. В память о погибших на территории базы позже был сооружён  памятный монумент, который после начала строительства микрорайона Авиаторов куда-то исчез.

В военное время  авиационно-технический склад работал круглосуточно. Ежедневно  авиационно-техническое имущество отправляли в войска до 200 автомашин, десятки железнодорожных вагонов и самолётов — на территории базы был небольшой аэродром, где приземлялись легкие самолёты. Все здания и склады тщательно маскировались. За весь период войны ни одна бомба не упала на эту территорию.

В 1941 году, когда  под Москвой развернулись бои, оборудование склада по решению командования было эвакуировано вглубь страны. Около 1500 вагонов с имуществом  отправили в Сызрань и  под Казань. Снабжение  наших войск при этом не прекращалось, хотя работали в основном тогда женщины и подростки.

После разгрома немцев под Москвой авиационно-технический оборудование и имущество вернулось на старое место дислокации.  В 1943 году склад был переименован в  Центральную базу авиационно-технического снабжения Военно-воздушных сил Красной Армии. Это было самое крупное складское предприятие,  база навечно занесена в книгу почёта ВВС страны.

Образцовая база

После войны работы прибавилось, на базе  создавались новые отделы и склады — нужно было разобраться с техникой, поступающей  с фронта. Здесь постоянно проводились учебные военные сборы и даже готовили механизаторов. На территории базы был вычислительный центр, большой гараж машин, пожарная часть, солдатский клуб на 400 мест со спортивным залом и библиотекой, кафе и даже подсобное хозяйство, где выращивали овощи и разводили свиней. Особое внимание уделялось благоустройству, территорию украшали фонтаны и   каштановая аллея.

Войсковой частью №13815, в  состав которой входила база, построены практически все дома в посёлке Орджоникидзе – от первых деревянных бараков  до многоэтажных домов, социальные объекты  — пионерский лагерь, школа, магазины, военторг, дом быта, где располагались парикмахерская, прачечная, химчистка, фотоателье, мастерские по ремонту бытовых приборов, часов, одежды и обуви, аптечный пункт.

Лихие 90-е

После 1998 года многие работники базы и целые отделы были сокращены, перестали работать социальные объекты, пришли в негодность инженерные сети. Из благоустроенной территория превратилась в запущенную и неухоженную. В 2009 году на месте основных складских объектов военной базы были построены жилые дома нового микрорайона Авиаторов.

Сейчас о бывшей образцовой Центральной базе авиационно-технического снабжения ВВС напоминают лишь обнесённые забором полуразрушенные здания военторга и дом быта – неприятное соседство со школой №4 в микрорайоне Орджоникидзе. Министерство обороны России до сих пор не передало этот участок городу.

 

Валентина Чубенко

Мы в Instagram