Спасшему Акатовские курганы Ивану Забелину исполняется 200 лет

Учёный секретарь Государственного исторического музея Ольга Александровна Сиротина, с которой мы связались, подтверждает, что роль Ивана Егоровича Забелина в спасении артефактов отечественной истории грандиозна. Прямых подтверждений тому, что Акатовский археологический комплекс, находящийся в Кучинском лесопарке, сохранился именно благодаря великому историку, нет. Но без той атмосферы бережного отношения и рачительности, которую он создал практически в одиночку, эти важнейшие артефакты вряд ли сохранились бы…
И.Е. Забелин родился в 1820 году. Отец Егор Степанович был сыном сельского священника, окончил семинарию, но от принятия сана отказался.
В 1828 году он умер. Вдова Авдотья Федоровна с двумя малолетними детьми на руках осталась без всяких средств к существованию. Началась полоса бедствий. В 12 лет Ивана устроили в Преображенское сиротское училище, где он начал неистово учиться, в частности проштудировал всего Карамзина.
В 1837 году Иван Забелин был зачислен канцелярским служителем второго разряда в Оружейную палату Московского Кремля.
Уже в 1839 году он выступал в роли экскурсовода и, что особенно важно, был привлечён к разбору архива Оружейной палаты, где тогда был полный беспорядок.
После всех катаклизмов бумажный хаос приводили в порядок лишь с 1820-х годов. Уцелело, по подсчётам тех лет, около 8000 свитков-столбцов и 1300 книг.
И тут впервые у Забелина зародились первые сомнения в надёжности исторической версии русской истории, озвученной Карамзиным.
Пятьдесят лет спустя Забелин вспоминал, как его поразило то, что тысячи документов XVI-XVII веков, лежавших в Кремлёвском хранилище, не были использованы в двенадцатитомной «Истории государства Российского» Карамзина!
Забелин сразу понял, к какому затерянному богатству ему удалось чудом прикоснуться. В этом смысле ему несказанно повезло. И повезло всей русской истории. Без Забелина «нечаянно утеряно» было бы ещё больше.
Начиная с 1840 года выходят работы Забелина по средневековой русской истории.
В 1847 году он избирается членом-корреспондентом Общества истории и древностей Российских при Московском университете.
В 1862 году вышел из печати первый забелинский том «Домашнего быта русского народа» под названием «Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях» в двух частях.
В 1869 году — второй том под названием «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях».
Именно в это время, в 1869-1870 годах, М.Е. Салтыков (Щедрин — псевдоним) написал «Историю одного города», которому он дал тенденциозное название «города Глупова». В этой объёмистой и впоследствии широко разрекламированной книге М.Е. Салтыков в исключительно издевательском виде представил вообще всю русскую историю, начиная от Рюрика вплоть до XIX века. (Кстати, в XX веке в школьные программы России ввели именно его, а не, например, Забелина).
В 1859 году в Петербурге было создано новое учреждение — Императорская археологическая комиссия. Возглавивший её граф Сергей Григорьевич Строганов предложил своему давнему знакомому Забелину войти в состав комиссии в качестве «младшего члена» и заняться раскопками курганов на юге России. Иван Егорович согласился.
39-летний человек поменял свою жизнь коренным образом.
За годы раскопок Забелин сделал много археологических открытий. Достаточно сказать, что в 1862 году в Поднепровье именно он раскопал знаменитый Чертомлыкский курган.
В 1876 году Забелин оставил полевые раскопки.
Дальнейшие события показывают, что после археологического периода в своей жизни в мировоззрении Забелина произошли заметные изменения.
Он понял, что русскую историю на протяжении многих лет искажали. В частности, что в земле лежит совсем не то, о чём рассказывают историки. И тогда Забелин попытался восстановить истину. В полном объёме сделать это ему не удалось. Более того, скорее всего, он не осознал даже масштаба всей проблемы. Но понял многое.
Некоторые свои выводы и гипотезы Забелин собрал в интересной книге «История русской жизни». Писалась она с 1871 года, а первые два тома вышли в 1876 и 1879 годах.
Выход в свет указанного труда Забелина вызвало множество откликов. При этом заметная часть общественности, причём не только научной, реагировала крайне негативно. На Забелина стали навешивать ярлыки.
В некоторых общественных кругах романовской России была создана атмосфера активного, даже агрессивного пренебрежения русской историей. «Я за русские древности не дам ни гроша, — писал, например, поэт К.Н. Батюшков. — То ли дело Греция, то ли дело Италия!»
В семидесятых годах Забелин «чувствовал себя одиноким, угнетённым и подавленным».
И тем не менее были общественные силы, которые всё-таки поддерживали Забелина.
С 1887 года до конца дней единственным местом работы Забелина стал Российский исторический музей.
Это здание Исторического музея, детище И.Е. Забелина, стоит до сих пор на Красной площади в Москве.
Итоги собирательской работы музея за те годы, когда им руководил Забелин, поразительны. В 1886 году там было всего 1500 единиц хранения, в 1908 — уже сотни тысяч. Его архив — «колоссальный фонд — 1293 папки с документами — хранится в Отделе письменных источников Государственного исторического музея».
Продолжение его «Истории Москвы» так и осталось в рукописи. Оно было издано лишь в 2003 году (да и то непонятно, полностью ли).
26 марта 1905 года он оформил завещание. Весьма крупную сумму — 130000 рублей Забелин выделил научным учреждениям. Историческому музею было отказано 70000 рублей на приобретение новых коллекций и 30000 на издание задуманных Забелиным книг.
Умер Иван Егорович Забелин в Москве 31 декабря 1908 [13 января 1909] 88 лет от роду.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Святослав Коновалов
Комментарии: