Социальный фантаст Олег Лукьянов родился в Балашихе

Олег Лукьянов продолжил традиции социальной фантастики Ивана Ефремова. Но главной работой его жизни стал «Миф о планетарном космосе», вдохновлённый «Розой Мира» Даниила Андреева.

Олег Максимович Лукьянов родился в Балашихе 6 сентября 1937 года. Его отец учился в Институте красной профессуры, мать работала педагогом-воспитателем в балашихинской колонии для малолетних правонарушителей. С 1939 года семья — в Саратове. Здесь будущий писатель окончил среднюю школу, потом факультет машиностроения Саратовского автодорожного института, который впоследствии стал политехническим. Работал инженером, занимался изобретательством. Занимался фотографией, киносъёмкой, туризмом, играл на гитаре, хорошо владел английским языком. Но богатую от природы натуру не могли удовлетворить даже многочисленные хобби.

Супругой Лукьянова стала Лариса Марченко, которая преподавала в Саратовском государственном университете латынь и древнегреческий язык. Ей принадлежит первый перевод философского трактата Франческо Петрарки «О средствах против превратностей судьбы».

Олег Лукьянов погружается в литературное творчество. Он оставил работу инженера и много лет перебивался случайными заработками: работал пожарным, сторожем, копал канавы, писал рецензии.

Первая его научно-фантастическая публикация — рассказ «Пробуждение» (1975), первая книга — сборник научно-фантастических произведений «Вся мощь Вселенной» (1979). Следом вышли ещё три сборника фантастики: «Человек из пробирки» (1987), «Покушение на планету» (1989), «На одной далёкой планете» (1992). В последней из перечисленных повести действие происходит на далёкой и вместе с тем невероятно близкой планете, где вот уже шестьсот лет продолжается «Эра Света»… Социальная фантастика Олега Лукьянова во многом перекликается с произведениями Ивана Ефремова, но ни в коей мере не теряется на фоне этого титана отечественной фантастики.

Наступил 1991 год. Крушение нашей страны чуткие люди переживали как планетарный катаклизм. Горечь и страдания ломали слабых, принуждали к предательству идеалов, не столько политических, сколько человеческих. В попытке понять и объяснить творящуюся на глазах глобальную трагедию Лукьянов весь — как пружина. Ему в руки попадает книга Даниила Андреева «Роза Мира». Произведение оценивают по-разному. Автор рассматривает вселенную как систему многослойных миров, поле борьбы добра и зла и говорит о Розе Мира — некой религии будущего, которая будто бы объединит всех людей.

«Миф о планетарном космосе» — это раздумья Олега Лукьянова над андреевской «Розой Мира».

«Развиваемые здесь философские, религиозные, исторические, политические сюжеты имеют конечную цель — попытаться показать, опираясь на метафорические откровения «Розы Мира», что происходит сейчас в России, какие силы и куда её ведут и в чём должен состоять её действительный путь», — пишет Олег Лукьянов.

Писатель попытался по-своему дать ответ на многие мучившие его вопросы. Как, например, могла наша огромная мощная страна за одно столетие дважды лишиться своей государственности? Какие разрушительные силы навлекли на Россию бесконечные страдания, унижения, междоусобицы, повлекшие за собой потоки людской крови? И как уйти от этой катастрофы? Главному своему труду Олег Лукьянов посвятил последние семь лет жизни. Его не стало 2 января 1998 года.

Только в 2010 году в Москве, а затем в 2012 году в Петербурге книга увидела свет.

«Весь огромнейший материал собирала, составляла, редактировала и т. д. Лариса Михайловна Лукьянова, вдова нашего замечательного писателя. Делала она это всё за свой счёт и, как говорится, на свой страх и риск… Прочитав эту книгу, я вдруг понял по-новому суть и явление самого Олега. Многие считали, что он, Олег Максимович как писатель, как человек с огромным интеллектуальным потенциалом не успел реализоваться, не раскрылся. Ан нет, успел, раскрылся, реализовался. Спасибо Ларисе Михайловне и большой поклон ей за такой титанический труд», — отметил писатель Михаил Меренченко.

Велик соблазн поцитировать Лукьянова, но ограничимся одной цитатой:

«Виктор Гюго в романе «Человек, который смеётся» рассказывает о жестоком искусстве компрачикосов, жертвой которых стал несчастный Гуинплен. С помощью специальных механических приспособлений они выращивали из детей уродцев. Современная цивилизация совершает нечто гораздо худшее. Она бессчётно калечит человеческие души. Иногда это делается гнусно-сознательно, в коммерческих, политических или иных целях, но чаще — стихийно, в силу автоматически действующих порочных социальных механизмов».

«Миф о планетарном космосе» вышел мизерным тиражом: сто экземпляров в Москве, тысяча — в Петербурге. Но ведь Даниил Андреев и вовсе не дожил до публикации своих произведений…

 

Святослав Коновалов

 

Мы в Instagram