Сотрудники балашихинского литейно-механического завода рассказали о династиях рабочих на предприятии

Первый камень в фундамент одного из производственных корпусов будущего Балашихинского литейно-механического завода был заложен в 1932 году.

Долгие годы это было одно из самых крупных предприятий Балашихи. Его называли город в городе — здесь работали более 10 тысяч человек. На заводе сложились трудовые династии, представители которых и сейчас трудятся на БЛМЗ.

Общий трудовой стаж семьи Зюлиных на БЛМЗ насчитывает около 200 лет. С 1937 по 1961 год старшим мастером трудился основатель трудовой династии Сергей Петрович Зюлин. Он много сделал для улучшения производства и повышения качества продукции предприятия. В трудное для страны военное время придумал установку, которая позволила одновременно делать не один, а сразу шесть снарядов.

Первые Зюлины, три брата и две сестры, приехали в Балашиху со Смоленщины. Сергей пришёл на БЛМЗ и привёл сюда всех трёх своих сыновей — Александра, Анатолия и Валерия. Один из сыновей вскоре стал мастером в цехе №40, а два других, как и отец, на заводе работали плавильщиками- заливщиками. Многие годы отдали заводу три снохи Зюлиных — Раиса, Клавдия и Вера, а также племянник Виктор. Позже пришли сюда и два внука основателя этой династии — Михаил и Владислав.

Отец и сын Зюлины

Сегодня на БЛМЗ работают двое Зюлиных — Валерий Сергеевич и его сын Михаил.

Валерий Зюлин начинал в цехе №5, работал на переплавке отходов из магния, позже перешёл в цех алюминиевого литья. Сейчас ему 70 лет. Несмотря на свой возраст он отлично справляется с огромными плавильными печами, наизусть знает, сколько и чего нужно добавить в тот или иной сплав.

«Валерий Сергеевич — специалист высокого класса, он на глаз может определить температуру сплава, а по зеркалу металла — его качество. Очень требовательный к себе и другим. Так же строго воспитал и сыновей, научил их ответственности, передал профессиональные навыки», — рассказал начальник цеха Юрий Калягин.

Михаил Зюлин на заводе с 19 лет. Окончил строительно- экономический техникум и несколько месяцев работал на стройке. На завод пришёл в трудные 90-е, когда на строительных площадках жизнь замерла и начались задержки зарплаты.

«Не надо ждать у моря погоды, приходи на завод», — сказал тогда отец. Так Михаил оказался на плавильно-заливочном участке цеха по производству алюминиевого литья. Он, кроме прочего, освоил сложное оборудование — машины литья под низким давлением, работал за электронным пультом управления. В цехе тогда заливали алюминиевые легкосплавные диски для авто.

В цехе работают с продукцией заводов первичной металлургии. Она приходит в виде алюминиевых чушек. При определённой температуре в печь грузится исходная шихта — чистый металл и лигатура. Приготовленным расплавом заливают фасонные отливки. Температура плавления алюминиевых сплавов — чуть более 700 градусов.

«Михаил Зюлин — настоящий мастер, владеет всеми специальностями, которые есть на участке. Знает оснастку, наладку кокилей (разборные формы для литья — ББ), плавильного оборудования, может работать на всех печах, расшихтовать любой сплав, приготовить его и залить», — говорит начальник цеха Юрий Калягин.

Только пятая часть потребностей машиностроения страны в литье покрывается за счёт собственного производства. Михаил Зюлин, как и все в их семье, переживает: плавильные печи выработали ресурс, технология литья устарела, многое требует улучшения.

«Мы живём рядом с заводом. На БЛМЗ работали три поколения нашей семьи. Все мы прикипели к заводу нутром», — говорит Михаил Зюлин.

Старший и младший Явтушенко

Ветеран труда Анатолий Явтушенко работает на БЛМЗ с 1968 года. Начинал слесарем-сборщиком в цехе №14, где и сейчас производят агрегаты управления тормозной системой для самолётов. После окончания Всесоюзного заочного машиностроительного института, филиал которого был в нашем городе, год проработал технологом, потом мастером. Сейчас он начальник участка сборки агрегатов управления. Не уходил с завода даже в трудные перестроечные годы.

«На БЛМЗ раньше хотели работать все, кого ни спросишь. Когда начиналась смена, сюда вереницей стекался народ — настоящий людской поток ежедневно проходил через проходные завода. Вместе с предприятием мы становились на ноги, в него вкладывали свои силы и знания», — вспоминает Анатолий Явтушенко.

В цехе сложное оборудование, в работе много тонкостей и большая ответственность. Тормозной агрегат состоит из более чем 60 деталей, от правильной работы тормозов в гражданской и военной авиации зависит жизнь людей. Поэтому на участке всё проверяется десятки раз, счёт идёт на микроны.

«Мы и сегодня живём на разработках советского времени. Всё регламентировано и утверждено. Проводится только модернизация. Тормозной агрегат — это ручная сборка. На испытательном оборудовании выдаётся определённое давление, регулируются все характеристики, при необходимости агрегат разбирается и собирается вновь. У нас военная приёмка продукции, и ошибок здесь быть не может!» — рассказал Анатолий Явтушенко.

Но есть на литейно-механическом заводе и современное оборудование — американские и чешские станки с числовым программным управлением — ЧПУ. Здесь трудится младший Явтушенко — Роман. Он окончил Московский авиационно-технологический институт, три года работал на заводе инженером-технологом. В трудные годы на несколько лет уходил с завода, но вновь вернулся мастером на участок. Сейчас он — директор департамента станков с ЧПУ.

 «Инженер должен работать на заводе и заниматься производством. Нельзя окончить технический вуз, а потом идти на рынок и торговать. Неправильно это! Я занимаюсь делом, которое мне доставляет удовольствие, вижу продукт своего труда и знаю, что любая наша деталь заставляет оживать большие и сложные механизмы. У нас сложнейшие станки, на которых изготавливаются детали сразу по пяти координатам — сложный технологический процесс», — говорит Роман Явтошенко.

Специалисты пишут программы для станков, весь процесс отрабатывается вначале на экране компьютера, а потом всё это переносится на производство. В этом цехе в последнее время трудится немало молодёжи. «Продукция литейного производства предприятия находит широкое применение в авиакосмической, машиностроительной, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, приборостроительной и химической промышленности, судостроении, вагоностроении, медицине», — рассказала директор по связям с общественностью Балашихинского литейно-механического завода Галина Романова.

Мечты сбываются? О чём мечтают Зюлины, Явтушенко и представители других трудовых династий? Всё просто: чтобы завод работал и было больше заказов. Многолетняя работа на предприятии, заслуженные награды, почёт и уважение коллег, дети и внуки, которые продолжают дело, — так живут трудовые династии Балашихи. Они не представляют себя на другом месте. И верность родному заводу — для них не пустые слова.

 

Валентина Чубенко

Фото из архивов БЛМЗ

Мы в Instagram