Сергея Сергеевича Коконина по праву называют легендой «Рубина»

Он пришёл на предприятие в 1946 году, сразу после окончания Московского авиационного техникума имени Н.Н. Годовикова и отдал заводу всю жизнь. Долгие годы он работал первым заместителем главного конструктора. Запомнился не только талантливым учёным, но и литератором. Именно Сергей Коконин написал первую книгу о корпорации под названием «Авиационная корпорация «Рубин»: история, люди, воспоминания, достижения», которая стала настоящим событием в летописи авиационной отрасли России.
Родился Сергей Сергеевич Коконин 30 сентября 1926 года в городе Ярцево Смоленской области. В 1946 году пришёл на работу на завод № 279.
Именно в 1946 году на базе ОКБ завода № 219 в Балашихе был создан опытный завод по авиаколёсам № 279. Тогда же на новое предприятие попали два молодых специалиста, которые в будущем станут главным конструктором и первым заместителем главного конструктора завода «Рубин – Иван Иванович Зверев и Сергей Сергеевич Коконин. Тогда, в 1946 году, они были распределены в конструкторские бюро авиаколёс и гидравлики. Сергей Коконин занимал должность техника-конструктора.
После окончания в 1952 году Московского авиационного технологического института, Сергей Коконин продолжил свою работу на заводе № 279. Трудился инженером-конструктором, ведущим конструктором, начальником конструкторского отдела. Был секретарём партийной организации КБ завода.
В 50-е годы предприятие из Балашихи вошло в число ведущих в своей отрасли. Началась разработка реактивных пассажирских самолётов. В СССР на базе военного стратегического бомбардировщика решили создать пассажирский Ту-104. Однако при его эксплуатации выявился один существенный недостаток, который пришлось устранять специалистам завода № 279. Непосредственно этим занимался Сергей Коконин.
«После короткого обсуждения в бригаде с А.В. Реутом мы приняли решение: изменить схему тормозной системы так, чтобы при вхождении в юз одного из восьми колёс растормаживались бы только два, — вспоминал С.С.Коконин. — Для этого была принципиально изменена схема тормозной системы /…/, туполевцы быстро доработали один из самолётов и я вместе с представителем ГОСНИИИ ГА Я.Н. Пейко улетел в Новосибирск для проведения лётных испытаний. Полученные результаты были оценены положительно, и весь самолётный парк ТУ-104, а затем и самолётов ТУ-16, был быстро доработан. Больше никаких замечаний по системе не было».
С 1961 года С.С. Коконин — заместитель главного конструктора, а с 1963 года — первый заместитель главного конструктора на агрегатном заводе № 279 («Рубин»). Автор и соавтор ряда изобретений. Под его руководством разработаны и внедрены системы электродистанционного управления тормозами, системы антиюзовой автоматики, системы жидкостного охлаждения тормозов и агрегаты этих систем.
В 1973 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию, причём одним из его научных руководителей стал Т.М. Башта, под руководством которого Сергей Коконин начинал свою работу на заводе № 279.
С 1993 года Сергей Коконин — главный конструктор взлётно-посадочных устройств. С 1994 по 2005 год — главный конструктор совместного Российско-Американского предприятия RUBIX. С 2005 года — консультант генерального директора по научной работе.
Сергей Сергеевич даже в солидном возрасте не переставал трудиться. Он стоял у истоков создания общественной организации «Объединение ветеранов ОАО «АК «РУБИН». И не переставал писать. В 2002 году в свет вышла книга С.С. Коконина о корпорации под названием «Авиационная корпорация «Рубин»: история, люди, воспоминания, достижения», в котором очень подробно рассказывается не только об истории предприятия, но и о том, какую огромную роль сыграл «Рубин» в развитии самолётостроения в Советском Союзе и России.
Сергей Сергеевич ушёл из жизни 9 августа 2010 года. Он награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями. Почётный член Российской Инженерной Академии. Член-корреспондент Международной инженерной академии.
Алексей Галанин
Комментарии: