Салтыковской гимназии в Балашихе исполнилось 110 лет

Этим летом (строго говоря, 26 июля) исполнилось 110 лет Салтыковской гимназии. Наш долг – вспомнить её основателей – чету Тухомицких.

Не стоит идеализировать «Россию, которую мы потеряли». В начале ХХ века для детей Салтыковки и Никольского было только трехклассное училище в поселке Кучино. Сегодня трудно представить себе, что тогдашние «филлипки», которые не имели возможности учиться в Москве, зимой добирались до училища вдоль железнодорожных путей, чтобы не заблудиться в заснеженных полях.

Когда в 1908 году общество по распространению образования предложило открыть в Салтыковке классическую гимназию для детей обоего пола, Министерство просвещения сочло это непозволительной роскошью  (на тот момент гимназия такого рода существовала только в Царском  селе для привилегированных детей), и денег не дало.

Надежда была только на частных доброхотов, и таковые нашлись.

Ими стала чета Тухомницких: они так и вошли в историю как основатели гимназии нового типа, парой – Всилий Васильевич и Александра Ивановна.

Василий Васильевич был выпускником Петербургской Духовной Академии, но за революционную деятельность был выслан в Архангельскую губернию, куда за ним последовала и жена. Затем супруги жили в Орле, где Василий Тухомицкий работал в управлении железной дороги.

Позже  его перевели в управление Московско-Курской железной дороги, и они переехали в Салтыковку. Надо полагать, платили там неплохо, если вид плетущихся вдоль железной дороги салтыковских «филлипков» вызвал не только сострадание, но и деятельное вмешательство в ситуацию.

В 1909 году Александра Ивановна покупает двухэтажный кирпичный дом, ранее принадлежавший бывшему управляющему имением графа Салтыкова, и открыла первое в районе учебное заведение Ш разряда «Салтыковскую гимназию» для совместного обучения мальчиков и девочек из Обираловки (ныне г. Железнодорожный), Кучина, Никольского, Реутова и Новогиреева.

Краеведы сообщают, что «на небольшом приусадебном участке был разбит богатый фруктовый сад, где гимназисты на трудовых уроках постигали естественные науки. Политехнические знания преподносились в виде экскурсий на Кучинский кирпичный завод, воскобойный завод в Акатове, политехнический музей в Москве. В гимназии царила атмосфера требовательности, любви и сознательной дисциплины… Учебная и воспитательная работа были поставлены на очень высоком уровне. Помимо общего курса классической гимназии здесь преподавали ручной труд, пение, рисование, танцы, устраивали детские спектакли».

Александра Ивановна Тухомицкая (в девичестве Петрова) становится первым директором гимназии. Квалификация позволяла – за плечами были Бестужевские высшие женские курсы. Было ей тогда 46 лет.

В первый год поступило 80 детей. В основном это были дети служащих и рабочих-железнодорожников, мелких торговцев, крестьян, и обучение для них в основном было совершенно бесплатным.

По воспоминаниям одной из бывших гимназисток Варвары Масловой «Салтыковская гимназия для совместного обучения детей – мальчиков и девочек по программе мужской гимназии была наилучшим в то время учебным заведением в России».

Правда, гимназия не имела права принимать экзамены на аттестат зрелости, и ее выпускники сдавали экзамены в Москве.

Для того, чтобы представить себе тот уровень образования, целью которого было всестороннее развитие личности, обратимся хотя бы к темам сочинений, которые писали те же салтыковские «филлипки». Обратимся и задумаемся без комментариев.

Итак, темы вот какие:

         Для младших классов:

·                 О том, что видела птичка в дальних землях.

·                 История постройки дома и разведения при нем сада…

·                 Великаны и пигмеи лесного царства.

Для детей 12-13 лет:

·                 Замирание нашего сада осенью.

·                 Река в лунную ночь.

·                 Лес в лучшую свою пору.

·                 Встреча войска, возвратившегося из похода.

·                 Дедушкин садик.

          Для старших гимназистов:

·                 Слово как источник счастья.

·                 Почему жизнь сравнивают с путешествием?

·                 Родина и чужая сторона.

·                 О скоротечности жизни.

·                 Какие предметы составляют богатство России и почему?

·                 О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

·                 О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

·                 О проявлении нравственного начала в истории.

·                 На чем основывается духовная связь между предками и потомством.

Невольно задумаешься, сколь глубокими и одухотворёнными старались вырастить детей!..

Салтыковка не знала революционных катаклизмов – местные «буржуи» не были алчными, и за собственность бульдожьей хваткой не держались. Парк, как известно, был передан новой власти с единственным условием, чтобы он вечно принадлежал не частным лицам, а народу.

Что до А.И. Тухомицкой, то она безвозмездно передаёт гимназию «Обществу родителей». В 1919 г. школа становится единой трудовой школой 2-й ступени. Ныне это школа № 14.

Среди первых выпускников гимназии, а затем школы П ступени были народная артистка СССР К. Еланская, один из ведущих конструкторов «Катюши» А. Васильев, Герой Советского Союза Е.Н. Руднева, художник и историк Н.И.Артемьев, краевед Б.Т.Червяков, боевые генералы Л.И.Козун и В.П.Волков и многие другие.

1 сентября в Салтыковкую гимназию пойдёт 568 учеников, и будем надеяться, что со временем кто-то из них пополнит «список гордости» этой исторической гимназии.

Ибо её кредо на официальном сайте её нынешний директор Анна Александровна Манаенкова выразила так: «Наша гимназия — святое место добра и правды, любимая детьми, обеспечивающая собственное развитие, формирующая через инновационную деятельность свое образовательное пространство.

Наша гимназия — это содружество всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, учеников, учителей и родителей; радость совместного творческого созидания, где каждого любят, уважают, ценят за то, что он – ЧЕЛОВЕК…»

Несколько сбавляет пафос некто trofim07, «знаток города 4 уровня»: «Старая школа, но учителя норм».

То есть, надо понимать, что заветам основателей гимназии здесь стараются следовать изо всех возможных сил. Хотя зданию красного (скорее всего Кучинского) кирпича уже 60 лет, а обещанная ещё в 2010 году трёхэтажная пристройка, включающая в себя 12 кабинетов и актовый зал (сегодня дети вынуждены под культурные мероприятия использовать зал спортивный, что выглядит, мягко говоря, несовременно), так и не была реализована.

Хочется думать, что решение этой проблемы войдёт в повестку дня текущих выборных циклов. (Пока в здании, отстоящем метрах в 30 от школьной ограды и вполне пригодном для устройства хотя бы актового зала, разместился магазин хозтоваров «Гвозди», но соседство громадного рынка строительных товаров делает его перспективу сомнительной)…

Надпись у входа в Стелленбосский университет в ЮАР гласит:

«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается от рук таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации».

Это понимали Тухомницкие, следы которых затерялись в бурной истории ХХ века, это понимают и их духовные последователи.

 

Святослав Коновалов

Мы в Instagram