Пять лет на даче в Салтыковке отдыхал и работал художник, реставратор и теоретик искусства Игорь Грабарь

Живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, профессор Игорь Грабарь говорил, что с окончанием зимы жанр пейзажа для него терял свою привлекательность. Но и в зимних его пейзажах всегда угадывалась весна. Их, вёсен, на даче у Вишняковского пруда на Санаторной улице в Салтыковке, у художника было пять: с 1931 по 1935 годы.

В течение почти шестидесяти лет Игорь Грабарь был одной из ключевых фигур художественной жизни нашей страны. Благодаря своему таланту и неистовому темпераменту он стал лауреатом Сталинской премии первой степени (1941), членом Академии художеств СССР (1947), Академии Наук СССР (1943), Народным художником СССР (1956).

«Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», — сказал о Грабаре Сергей Герасимов, первый секретарь правления Союза художников СССР в 1958–1964 годах.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в австро-венгерском Будапеште в 1871 году. Отец, Эммануил Иванович Грабарь, был депутатом венгерского парламента Австро-Венгрии и боролся за права русинов. Мать, Ольга Адольфовна Грабарь (в девичестве Добрянская), была одним из главных обвиняемых в политическом процессе, организованном австрийскими властями против русских в Галиции. Интересно, что и дед по материнской линии, Адольф Добрянский, был известным деятелем движения карпато-русинов. Всем своим детям и внукам Добрянский давал русские имена: Ольга, Владимир, Игорь… В 1880 семья в полном составе оказалась в Российской империи.

Искусство Игорь Грабарь полюбил ещё в детстве: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей».

В 18 лет, почти без гроша в кармане, Грабарь поступил в Петербургский университет. Учился на двух факультетах сразу — юридическом и историко-филологическом, упорно готовится к поступлению в Академию художеств.

В это время он зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов для популярного журнала «Нива» и иллюстрациями. Уже в 1895 году он оказывается в мастерской очень почитаемого им Ильи Репина. В 1895 года на каникулах Грабарь едет за границу. Поездка по Европе затянулась на долгих четыре года: Берлин, Париж, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь… По возвращении в Россию в 1901 году уже маститым художником, Грабарь участвует в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Параллельно шла работа над многотомной «Историей русского искусства». Грабарь стал редактором и автором нескольких ключевых разделов, собирал архивные материалы по всей стране.

«История…» выходила с 1909 по 1916 год. Она многое изменила и уточнила во взглядах на самый процесс сложения и ценность русских национальных традиций, доказала, как велик вклад русского искусства в мировую художественную сокровищницу», — так оценивали этот труд авторы «Всеобщей истории искусств», вышедшей через шесть лет после смерти Грабаря.

В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. Он провёл масштабную перепланировку экспозиции, и частная коллекция превратилась в музей европейского типа.

В 1918 году по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские — в наше время это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

Благодаря энергии и новаторству Грабаря были спасены сотни, если не тысячи шедевров. Именно Грабарь фактически сделал реставрацию наукой, привлекал к работам химиков, физиков и микробиологов, организовывал экспедиции. Сам Игорь Грабарь принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

При этом Игорь Грабарь в 1920-х годах не оставлял и живопись. Писал натюрморты, чтобы «поддерживать беглость руки». «Натюрмортная зарядка» — так он называл свои полотна.

В 1930-е художник создал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева, поэта Корнея Чуковского, академиков Сергея Чаплыгина и Владимира Вернадского. Художник много путешествовал по миру, в качестве эксперта его приглашали музеи. Он был инициатором создания Городка художников на улице Верхняя Масловка в Москве.

В годы Великой Отечественной войны художник внёс в Фонд обороны 80 тысяч рублей личных сбережений. Это был первый вклад в создание бронетанковой колонны «Советские художники Красной Армии» — так пояснил директор Всероссийской академии художеств Игорь Грабарь в письме руководителю нашей страны И.В. Сталину.

«Благодарю Вас, товарищ Грабарь, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии…» — ответил Верховный Главнокомандующий. Этот ответ опубликовала газета «Известия» 26 января 1943 года.

В это же время Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений искусства из музеев Германии и её союзников. Идея была претворена в жизнь.

В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Московским художественным институтом имени В.И. Сурикова.

Умер Игорь Грабарь в возрасте 89 лет в 1960 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Святослав Коновалов

Мы в Instagram