Подмосковье и Сбер будут реализовывать проекты с использованием ИИ в сфере здравоохранения
Соглашение о сотрудничестве подписали на ПМЭФ-2025 губернатор Московской области Андрей Воробьев и президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. Суть партнерства – создание и тестирование инновационных решений для здравоохранения, включая технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ), сообщает пресс-служба губернатора и правительства Подмосковья.
«Мы очень ценим наше партнерство с командой Германа Оскаровича Грефа. В 2023 году здесь же, на полях форума, мы подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологий ИИ, а в 2024-м – по развитию импортозамещающих и ESG-проектов, – сказал Андрей Воробьев. – Наш новый совместный проект очень важен для скорости оказания медицинской помощи и точности диагноза. В приложение на основе ЕМИАС хотим зашить AI-помощника Сбера, который будет расшифровывать лабораторные анализы. Если есть отклонения – ИИ даст рекомендации простым и понятным языком. Например, при повышенном холестерине посоветует, как изменить питание. А в следующем году добавим интерактивный чат-бот для консультаций. Можно будет рассказать о том, что беспокоит по здоровью, а нейросетевая модель Сбера GigaChat предложит варианты. Это, конечно, не заменит врача, но мы видим потенциал для разгрузки наших поликлиник от рутинной работы – это снимет до 1 млн очных визитов. То есть любые легкие вопросы жители смогут решить самостоятельно без необходимости записываться на прием».
Новое соглашение предусматривает внедрение цифровых сервисов и ИИ для улучшения доступности и качества медицинской помощи. Так, в 2025 году планируется запустить AI-помощник с автоматической расшифровкой анализов и последующим встраиванием в мобильное приложение. Еще один сервис – Диагностический ассистент от СберМедИИ для анализа электронных медицинских карт и постановки диагноза.
«Искусственный интеллект ускоряет и упрощает доступ пациентов к медицинской помощи, повышает точность постановки диагноза и протокола лечения, а врачам даёт эффективные инструменты и высвобождает их время для работы с пациентами. Вместе с Правительством Московской области мы будем разрабатывать, тестировать и внедрять технологии дистанционного мониторинга, цифровых помощников и другие решения на базе искусственного интеллекта, помогающие заботиться о здоровье каждого жителя Подмосковья», – отметил Герман Греф.
В регионе также внедряют сервисы Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в работу смежных отраслей – например, соцработникам дали ограниченный доступ к информации в ЕМИАС и избавили жителей от необходимости предоставлять аналогичные сведения на бумаге.
Реализовали обмен сведениями между нашим электронным дневником в школах и ЕМИАС. Теперь учителя могут сразу видеть, на какие дни ученик освобождён от занятий по болезни – как только врач в поликлинике оформит электронную справку.
Еще один пример – распознавание КТ- и МРТ-снимков с помощью искусственного интеллекта. Это позволило в 1,5-2 раза снизить нагрузку на врача, освободив время для сложных случаев, частично ликвидировать локальный дефицит врачей-рентгенологов. Сейчас с помощью ИИ ежегодно можно анализировать более 3 млн снимком компьютерной и магнитно-резонансной томографии, маммографии, рентгенографии, флюорографии.
Голосовые помощники, такие, как робот Светлана, начали помогать подмосковной медицине еще во время ковида. Сейчас Светлана принимает 7 млн входящих звонков и совершает более 11 млн исходящих вызовов пациентам (в пиковые периоды заменяет работу 600 операторов).
Отдельная сфера применения – телемедицина. Московская область демонстрирует уверенный рост цифровизации медицинской помощи: в январе–мае текущего года было проведено 2 млн телемедицинских консультаций (ТМК), что в 3 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Вместе с этим отмечается снижение количества очных обращений в медицинские организации – минус 438 тыс. визитов за тот же временной отрезок. Все сильнее наблюдается тендеция перехода амбулаторной помощи в дистанционный формат. Основные направления телемедицинских консультаций, которые чаще всего используют пациенты – продление льготных лекарств, диспансерное наблюдение, плановые направления на исследования, закрытие определенных этапов диспансеризации и повторные обращения.
Комментарии: