Памятник дворнику на проспекте Ленина стал достопримечательностью Балашихи

На проспекте Ленина в Балашихе, неподалёку от плотины на реке Пехорке, установлен симпатичный памятник… дворнику. Он был открыт в сентябре 2007 года и с той поры стал достопримечательностью нашего города. Сегодня памятник — одно из самых узнаваемых мест Балашихи.

Памятники дворнику есть во Владимире, в Санкт-Петербурге, в Уфе. Но наш — самый-самый! Может быть, потому что у ног его лежит спаниель. Это любимая порода автора памятника — владимирского скульптора Игоря Черноглазова.

Родился Игорь Алексеевич 29 мая 1961 года в Ташкенте. Окончил Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова (1980), Ташкентский театрально-художественный институт им. Н.А. Островского (1986). Член Союза художников России (1990), заслуженный художник РФ (2008), лауреат премии ФСБ России (2008). В 2012 году стал обладателем золотой медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России. В 2017 году ему был вручён знак почёта «Признание и почёт сочинцев», в 2018-м — памятный знак «850 лет городу Гороховец».

Игорь Черноглазов — председатель владимирской организации Союза художников России. Несмотря на регалии, он общительный и добрый человек.

«Жанровая городская скульптура началась, пожалуй, с памятника Евгению Леонову на Мосфильмовской улице в Москве, — рассказал «Большой Балашихе» Игорь Алексеевич. — Это 2001 год. Наверное, люди к тому времени подустали от идеологизированности, от подавляющей монументальности. Захотелось соразмерного человеку пластического контента».

В Советском Союзе существовала полезная практика организации творческих командировок для художников, писателей, скульпторов. Из Ташкента Игорь Черноглазов вместе с коллегами ездил в Дом творчества имени Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском и пробыл там два месяца. Художников возили на экскурсии в Суздаль, Владимир, Ростов.

«Владимир особенно мне понравился своей атмосферой и архитектурой. И я со своей семьей переехал в этот город. А позже с Балашихой установились связи. Местное начальство оказалось, как говорят сейчас, креативным. Очень рад, что памятник, что называется, вписался в окружающую среду. А надо сказать, за эти годы она сильно изменилась к лучшему. Строго говоря, «старорежимные» дворники ей сейчас не нужны. ЖКХ работает отменно», — считает Игорь Черноглазов.

В одной из рецензий сказано: «Созданная в разные годы пластика Игоря Черноглазова подчиняется единой эстетической программе и несмотря на фигуративную ясность имеет глубокий внутренний подтекст, метафорическую и символическую составляющую. От реальных зрительных форм в большинстве своих работ скульптору удаётся перейти к обобщению, иносказанию, в результате которого произведение приобретает синтетический характер и глубокий философский смысл».

Есть этот глубокий смысл и в скульптуре, которая украсила проспект Ленина в Балашихе. Дворник был символом домостроевской обстоятельности, имперского спокойствия, упорядоченности и порядка.

«Моя душа, — говорит художник, — в камерной скульптуре. В ней можно выразить всё, что меня волнует».

Игорь Черноглазов — темпераментный, полный молодой энергии человек. Кажется, в его сутках 48 часов. Застать его дома практически нереально. Он или в мастерской, или на заводе в Смоленске, где отливает новые скульптуры, участвует в скульптурных симпозиумах. Наш телефонный разговор он завершил так: «Хватит обо мне. Расскажите лучше про дворников. Это же легенда!..».

До начала XIX века дворником называли содержателя постоялого двора или старосту торгового дома. До революции дворники являлись главными людьми, отвечавшими за жизнь дома. Их обязанности были прописаны даже в «Своде Законов Российской империи».

Дворник очень тесно сотрудничал с полицией, и в его функции, кроме уборки улиц, входило обеспечение безопасности граждан или территории, на которой он работал.

Помимо уборки, дворники за особую плату разносили дрова для отопительных печей и кухонь, собирали квартирную плату, кололи дрова, выносили мусор, выколачивали ковры, упаковывали и переносили вещи съезжающих, носили на чердак корзины с бельём.

Домовладелец, знакомясь с потенциальным квартиросъемщиком, отправлял дворника на его прежнее местожительство — за отзывами. Не хотелось селить в свой дом пьяниц и скандалистов.

Списки с важными датами жильцов дворник хранил у себя: всегда и тебе, и жильцу приятно, когда ты его, скажем, поздравишь с Новым годом, Пасхой или именинами. Жалование могло доходить до 40 рублей в месяц, и это без прибавок.

До революции загранпаспорта оформляли тоже дворники. Точнее, если нужно было ехать за границу, то просто отдавали паспорт дворнику и тот шел в нужные учреждения и оформлял всё необходимое.

В обстоятельной статье «Как жили и работали дворники Российской Империи» есть интересная деталь: «О прибывшем следовало сообщить в течение 24 часов. А в случае нарушения — за «открытых незарегистрированных» домовладельцу или управляющему грозил огромный штраф — пять рублей за каждого человека в сутки»…

Так что символическая фигура у плотины на Пехорке символизирует чистоту и порядок не только во дворе и в подъезде, а в гораздо более широком смысле.

 

Святослав Коновалов

 

Мы в Instagram