Один из первых в Советской России памятников-бюстов Карлу Марксу появился в Балашихе

В 1919 году в Балашихе появился один из первых в Советской России памятников-бюстов основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу. Автор – выдающийся художник и скульптор Георгий Дмитриевич Алексеев. Сорок лет он жил и работал в своем доме-мастерской в Салтыковке.

Художник и скульптор

Георгий Алексеев родился 2 мая 1881 года в деревне Венюково Подольского уезда Московской губернии. Он был девятым ребенком в бедной семье рабочего-гравёра. Отец умер, когда мальчику было 12 лет. Георгию пришлось искать работу. Будущий художник устроился на местную сургучную фабрику. Позже переехал в Москву и стал трудиться в гравёрной мастерской Рябовской мануфактуры. Сначала учеником, а потом подручным мастера-гравёра. Тогда у юноши и появился интерес к рисованию. На первых набросках Алексеева запечатлены друзья, природа. В Москве он ходит на выставки, часто посещает Третьяковку.

В 1901 году Алексеев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В классе живописи, где он учился, преподавали известные художники: Аполлинарий Васнецов, Валентин Серов, Константин Коровин, Николай Касаткин. Работы юного Алексеева «На стройке», «Осенний мотив» признают успешными. Далее он продолжает обучение на отделении скульптуры училища. В числе наставников значатся известные мастера: Павел Трубецкой и Сергей Волнухин. Алексеев создаёт первые скульптурные работы: «Угнетённый», «Слабый и сильный» и композицию «Самсон, разрывающий пасть льву», которая теперь украшает Большой каскад фонтанов Петергофа.

Успехи молодого художника в живописи и скульптуре не проходят незамеченными. Алексеева награждают серебряной медалью. Он получает возможность посетить музеи в Париже, Риме и Дрездене.

К столетию Отечественной войны 1812 года пишет картину «Ополчение», сотрудничает с кинематографическими компаниями, делая для них киноплакаты, готовит иллюстрации в издательстве Ивана Сытина.

Лениниана

После Октябрьской революции участвует в развитии монументального искусства, создаёт барельеф «Слава угнетённым, лишённым солнца, дарующим свет и тепло». Мемориальную доску установили на фасаде здания типографии «Красный пролетарий». Горельеф «Союз рабочий и крестьян» украсил Центральный музей В. И. Ленина.

В это же время Алексеев работает над скульптурным портретом Маркса. Выполненное из бетона изваяние установили в Балашихе, посвятив столетию со дня рождения Маркса. Торжественное открытие первого революционного памятника в городе состоялось 6 июля 1919 года на Балашихинской хлопкопрядильной фабрике. Монумент поныне располагается недалеко от культурно-досугового центра «Подмосковные вечера» в микрорайоне Балашиха-2.

Революционные мотивы в творчестве Алексеева присутствовали и ранее. К основоположнику научного коммунизма художник уже обращался в 1905 году, работая над скульптурным портретом Маркса.

Значительное место в творчестве Алексеева занимает ленинская тема. Им создано несколько скульптурных портретов Ильича. В 1918 году Алексеев сделал ряд натурных зарисовок Ленина в его кабинете. Главным шедевром Ленинианы был и остаётся памятник «Призывающий вождь», законченный в 1924 году. Художник изобразил вождя пролетариата, произносящего речь, обращённую к народу. Оригинал из бронзы установили в Твери. Авторская копия появилась в 1943 году в микрорайоне Балашиха-1 около Райсовета.

В 1920-е годы скульптор пользовался большой популярностью. Алексеев сотрудничал с Владимиром Маяковским, карикатуристом и мастером плаката Михаилом Черемных. В «Окнах сатиры РОСТА» выходили боевые революционные плакаты авторства Алексеева.

Скульптор работал в комиссиях по установке памятников, состоял в художественных объединениях: Ассоциации художников революционной России, Московском отделении Союза художников.

В 1940-е Алексеев трудится над серией рисунков, посвящённых Радищеву («Радищев в крестьянской избе», «Заковывание Радищева в кандалы»), создаёт барельеф Ленина, портреты Крупской – скульптурный и маслом. В последние годы жизни преподаёт в Московском художественно-промышленном училище имени Калинина. Перед смертью возвращается к излюбленной ленинской теме, пишет картину «Ленин в Разливе».

Мастерская

В Салтыковку Алексеев переехал в 1911 году и поселился на улице Малая Прудовая. Здесь он прожил 40 лет, продолжал заниматься живописью, скульптурой и графикой. В его доме на берегу Золотого пруда бывали многие знаменитости: Игорь Грабарь, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Василий Качалов.

В 1977 году Балашихинский горком КПСС и горисполком решили основать музей Алексеева в Салтыковке. На стене деревянного дома, в котором жил художник, установили мемориальную доску с надписью: «В этом доме с 1911 по 1951 г. жил и работал известный советский скульптор и живописец Г. Д. Алексеев». Также планировалось переименовать улицы Малую Прудовую и Сокольническую в улицу скульптора Алексеева. Существование музея в доме-мастерской поддерживал сын скульптора. После смерти потомка дом перешёл к другому владельцу и в итоге был перестроен. Музей канул в лету, экспонаты были переданы в историко-краеведческий музей города. Улицы скульптора Алексеева в итоге так и не появилось. В марте 2002 года постановлением Правительства Московской области мемориальный дом в Салтыковке включён в перечень памятников истории и культуры.

В Балашихинском историко-краеведческом музее хранится большой личный архив Георгия Алексеева. Оформлены три стенда с уникальными рукописными, печатными и фотографическими материалами.

«В музее хранятся несколько скульптур, его ранние работы, которые сейчас имеют большую ценность. Есть и небольшие скульптурные изображения Ленина и Калинина. У нас много фотографий его семьи, документов об образовании, сохранилась личная переписка Алексеева с семьёй и художественными организациями, фотокопии его работ, подлинники плакатов, эскизы к плакатам и значкам. Есть, например, эскиз к значку «Осоавиахим», автором эмблемы которого был Алексеев», — рассказала «Большой Балашихе» директор историко-краеведческого музея Балашихи Маргарита Шведченко.

 

Константин Роик

Мы в Instagram