Об истории Горьковского шоссе — важной транспортной артерии Росcии

Нынешнее шоссе Энтузиастов — это бывший Владимирский тракт. Он же Московско-Нижегородское шоccе. Он же знаменитая Владимирка. В виде оформленного пути она появилась в конце ХV — начале ХVI столетий, то есть много позднее дорог на Владимир, проходивших через Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, а позднее и по Стромынке.

Владимиркой дорогу, вероятно, стали называть в ХVIII веке, когда по ней стали отправлять в сибирские остроги преступников. Эту ипостась будущего шоссе Энтузиастов описали исследователи Ян Грунт («В тюрьме и на каторге») и Николай Виташевский («По Владимирке»).

Исторический образ Владимирки сохранился в картине жившего одно время в Салтыковке Левитана «Владимирка», написанной в 1892 году. Это единственное изображение столь прославленной ещё в недавнюю старину большой русской дороги как торговой и жандармско-арестантской магистрали. Захватывающе интересна работа П.П. Копышева «К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья (исторические экскурсы и экстракты)», которую мы рекомендуем особо заинтересовавшимся.

Владимирский тракт являлся важнейшей сухопутной коммуникацией со времён Казанских походов и присоединения к Русскому государству Астраханского и Сибирского ханств. По нему же проходили народные ополчения в Смутное время в начале ХVII века для изгнания из Москвы и Подмосковья польско-литовских интервентов. То же самое было и в годы войны с Наполеоном, когда в 1812 году отряды его войск рыскали по восточному Подмосковью преимущественно вдоль Владимирки и Стромынки.

Возможность строительства шоссе возникла к 30-м годам XIX века. До построения Нижегородского шоссе единственным искусственным и капитальным путём в России было шоссе Московское.

Важность сообщения обеих столиц с величайшими реками России Волгой и Окой, ярмарка, уже перенесённая из Макарьева в Нижний Новгород, самое географическое положение предполагаемого пути, связывающего с запада на восток три промышленные губернии, Московскую, Владимирскую и Нижегородскую, — это и многое другое указывало на необходимость провести предполагаемый каменный путь для развития производительности целого края.

К изысканиям для устройства шоссе от Москвы к Нижнему приступили в 1833 году. Проект дороги, составленный инженер-капитаном В.Л. Жилинским, был утвержден в 1837 году. К работам притупили сразу. По причине недостатка в каменных материалах и ввиду сокращения расходов решили использовать «хрящ и высевки от перегрохоченного щебня». К строительству были привлечены и губернские средства.

Камень для строительства добывался на всём протяжении маршрута. И в окрестностях Москвы, и в самом городе. Причём жители отдавали свои огороды, где камень вырывался из земли, «с большою для себя выгодою».

К Богородску (нынешнему Ногинску) камень подвозился сухим путём из карьеров, находящихся на старом Рязанском тракте близ деревень Вязовки и Выхонь. Жители деревень Марьино, Колонтаево, Софьино доставляли камень, собирая его по полям и складывая при своих дворах. Существовали каменные копи в селе Троицком и в самом Богородске, где камень собирался на дворах у владельцев.

Близ села Бункова, в 60 верстах от Москвы, находился карьер, принадлежавший некоему Гюмину, который за право ломки получал по 3 рубля серебром за каждую кубическую сажень — вес её был равен 1250 пудов.

Восточная оконечность шоссе во Владимирской губернии «питалась» камнем, сплавляемым по Клязьме из Ковровского уезда. Барки нагружались зимой, а весной, по первой воде, развозили камень на пристани, выбираемые на возможно близком расстоянии от шоссе.

С постройкой железных дорог, разумеется, дело пошло быстрее. На протяжении шоссе и рядом с ним насчитывалась 21 станция, в числе которых Горенки, Купавна, Богородск.

Кто строил? Кроме вольнонаёмных рабочих была назначена 16-я пехотная дивизия в составе полков Владимирского и Суздальского пехотных и Углицкого и Казанского егерских. Войска эти занимались преимущественно земляными работами. С 1839 года войска были отозваны, и окончание работ по устройству шоссе было произведено вольнонаёмными рабочими с подряда, отданного Владимирским купцам Ильину и Никитину.

При устройстве шоссе не обошлось без ошибок. Например, земляное полотно из экономии было сделано низко, в чём убедились при первых высоких водах (1849), когда вода, повсеместно переливаясь через дамбы, местами совершенно разрушила шоссе, а местами даже прорвала дамбы насквозь, так что проезд был на некоторое время вовсе прекращён, и пассажиры и обозы перевозились на паромах и лодках на большие расстояния.

С 1838–1839 годов на Нижегородском шоссе начали строить мосты и отводные трубы. Все мосты предположено сделать постоянными, на сваях, исключая отдельные мосты, установленные на плашкотах и на плотах.

Верстовых столбов на всём шоссе имелось 381, из них один, находящийся у Москвы, рядом с заставой, был сделан из гранитного камня в виде обелиска.

Подробное и крайне интересное для любителя старины описание строительства будущего шоссе Энтузиастов можно найти в «Трудах Владимирского губернского статистического комитета» М. Ранга (выпуск 8, 1869).

По Владимирскому тракту в любое время года, но особенно по санному пути зимой, двигались непрерывные обозы транзитных товаров и грузов из далёких местностей Урала и Сибири, Среднего и Нижнего Поволжья, а также и из-за пределов нашей страны — из Китая, стран Средней Азии, Персии.

Множество промышленных товаров и продуктов земледелия, скотоводства и рыболовства везли по Владимирке в Москву и из окрестных местностей. Особенным оживлением или транспортным напряжением отличалась дорога в период действия Макарьевской, а впоследствии Нижегородской ярмарки — громадного по масштабам торговых операций всероссийского торжища, приобретавшего международный характер.

Исторический тракт помнит не только кандальников. Шли по Владимирке промыслово-отхожие крестьяне — «ходебщики» — на свои сторонние заработки. Это были в основном пастухи, каменщики, плотники, штукатуры, маляры. В «ходьбу ходили» коробейники и «богомазы» из знаменитых селений Мстеры, Холуя и Палеха. Последние свой иконный товар сбывали не только в Москве и Нижнем Новгороде, но уносили его и далеко на юг — на Украину. Зимой по тракту везли на распускных санях строевой лес в виде брёвен и пиломатериалов, древесный уголь, смолу, дёготь, кустарные изделия из древесины, кожи, кости, рога, не говоря уже об обозах с продовольствием.

С открытием Нижегородской железной дороги в 1863 году ссыльных уже не гоняли пешим или гужевым ходом, а перевозили в вагонах до Нижнего Новгорода, а от него уже водой и сухопутьем через Тюмень и далее по Сибири.

В 1922 году начальный участок дороги переименовали в шоссе Энтузиастов в память о борцах за светлое будущее, которые шли по Владимирскому тракту в далёкую ссылку.

 

Святослав Коновалов

Мы в Instagram