О самых первых ополченцах из Балашихи

Осенью 1812 года всё восточное Подмосковье было охвачено пожаром Отечественной войны. Входящие сейчас в состав городского округа Балашиха сёла и деревни выставляли по десятку, а то и по нескольку десятков ратников, готовых бить неприятеля везде — на Бородинском поле, Стромынке и Владимирке, в лесах и полях. И били знатно.
В те времена одна часть наших селений входила в состав Московского уезда, другая — Богородского. Большинство деревень принадлежали известным по тем временам полководцам и вельможам. Так, Горенками владел граф Алексей Кириллович Разумовский, на тот момент министр народного просвещения. В Никольско-Архангельском жил генерал-аншеф, князь Юрий Владимирович Долгоруков — один из великих полководцев екатерининской эпохи. Усадьбой Троицкое-Кайнарджи распоряжался граф Николай Петрович Румянцев, председатель Государственного совета, а Соболихой — генерал от инфантерии, граф Семён Романович Воронцов, кавалер всех российских орденов. Все они в июле-августе 1812 года приняли деятельное участие в формировании Московского ополчения, записав в него своих крепостных.
Как писал известный историк С.Г. Нелипович, руководитель балашихинского архивного отдела, «всего по местности, составлявшей Балашихинский район с городами Реутов и Железнодорожный, процент принятых в ополчение был выше среднего, предусмотренного указом о формировании ополчения (4-5 человек со 100 душ)». Так, в Конном полку Московского ополчения оказалось немало крестьян Московского и Богородского уездов. Из сельца Горенки графом Разумовским в этот полк были направлены Василий и Дементий Ивановы, Зиновий Козьмин, Андрей Иванов, Петр Савельев, Герасим Семёнов. Из села Пехра-Яковлевское шталмейстером и действительным камергером М.П. Голицыным в кавалеристы был определён Афанасий Васильев. Из двух соседних сёл Никольских (ныне село Никольское и часть поселка Салтыковка) статский советник князь А.Н. Долгоруков послал в ополчение Илью Васильева сына Панова и Николая Симонова сына Спешкова, а генерал от инфантерии князь Ю.В. Долгоруков — Ивана Сергеева сына Арютина, Ивана Евдокимова и Алексея Филипова.
В 1-м пешем полку князя Гагарина, по данным С.Г. Нелиповича, состоял 1221 человек. Среди них были уроженцы Богородского уезда из деревни Новая (ныне Новый Милет) Тимофей Иванов и из деревни Соболишки (ныне Соболиха) Михаил Иванов, оба крестьяне генерала графа С.Р. Воронцова. А действительный тайный советник граф Н.П. Румянцев направил в полк из села Темниково Ивана Степанова, из села Троицкого, Кайнарджи тож — Якова Семёнова сына Мамзерева, из деревни Фенино — Николая Архипова. Князья Долгоруковы отправили в этот полк из села Никольского и из деревни Никольской Ивана Андреева, Алексея Терентьева сына Глазунова, Степана Иванова, Андрея Иванова сына Кулакова, Дмитрия Никитина, Ивана и Марка Петровых, Николая Родина, Федора Иванова сына Рыбина, Терентия Меркулова сына Зазябку.
Немало наших земляков оказалось и во 2-м егерском полку Московского ополчения, которым командовал генерал-майор Талызин. Из деревень Новая и Соболиха в него прибыло по четыре человека, а из сельца Милет — пять. Из села Никольского в полку был Нестор Ларионов, из деревни Никольской — Алексей Иванов сын Додонов, Иван Иванов и Павел Иванов сын Огнев. Из села Пехра-Яковлевское от князя М.П. Голицына были отправлены в полк Семён Алексеев, Петр Андреев, Василий и Федор Афанасьевы, Николай Васильев, Варфоломей Захаров, Иван Иванов, Иван Козмин, Андрей и Василий Михайловы, Пётр Николаев, Егор Федоров, Василий Филипов. Отправлялись в этот полк крестьяне и из села Никольско-Трубецкого, из Абрамцева и Лукина.
В итоге в солдаты было определено немало крепостного люда. Да так, что после окончания войны это стало очень заметно. «Некоторые селения мало пострадали, — пишет С.Г. Нелипович. — Но такие сёла, как Никольское Ю.В. Долгорукова, Федурново С.П. Румянцева, Фенино Н.П. Румянцева лишились от половины до одной пятой мужчин. С учётом того, что в ополчение брались мужчины рабочего возраста (17-45 лет), урон был ещё тяжелее. Так, вскоре вышеназванное село Никольское перестало существовать, слившись с соседней деревней того же названия. Таков был вклад крепостных крестьян нашего региона в борьбу с нашествием наполеоновских войск».
Про крестьян мы с вами выяснили. А вот где были их господа? К тому времени большинство из них были уже преклонного возраста либо состояли на гражданской службе. Единственный, кого можно выделить, так это граф Михаил Семёнович Воронцов, который в отсутствие отца, жившего тогда в Англии, распоряжался его имением в Соболихе.
К началу войны с Францией он был уже генерал-майором. За год до этого Воронцов прославился на полях сражений с турецкой армией — участвовал в битвах под Шумлой, затем был послан с особым отрядом на Балканы, где занял города Плевна, Ловеч и Сельви. Прибыв в армию Багратиона, он принимал участие в сражении под Смоленском. Затем вступил в командование 2-й сводно-гренадерской дивизией. В битве под Бородином его войска оказались в самом эпицентре событий — на Багратионовских флешах. Воронцов был ранен, а его дивизия практически прекратила существование. После битвы графа произвели в генерал-лейтенанты, и в имение отца после сдачи Москвы он привёз более 350 раненых, в том числе 50 офицеров.
Оправившись от ран, генерал Воронцов участвовал в заграничных походах, в сражениях под Дрезденом и Лейпцигом, а после окончания войны, в 1815-1818 годах командовал оккупационным корпусом во Франции. В дальнейшем он был произведён в генералы от инфантерии, являлся бессарабским и новороссийским генерал-губернатором, во время Крымской войны руководил действиями Кавказской армии.
Сын владельца Никольского А.Н. Долгорукова Николай в июле 1812 года вступил в московское ополчение, служил в нём прапорщиком, в 1813 году произведен в подпоручики, был адъютантом у генерала от кавалерии П.Х. Витгенштейна. После окончания войны служил вице-губернатором и губернатором в различных губерниях Украины и Западного края, дослужившись к 1830 году до генерала от кавалерии.
Московское ополчение, сформированное в июле-сентябре 1812 года, было самым большим из всех, создаваемых в российских губерниях. Оно насчитывало 28 тысяч человек. Уже 11 августа первые три полка выступили к Можайску. А к началу Бородинского сражения в действующей армии был целый московский ополченческий корпус, состоявший, по разным оценкам, от 8 до 12 тысяч штыков и сабель. Наших ополченцев вооружили практически всем исправным огнестрельным оружием, имевшимся в городском арсенале. И многие из бойцов геройски проявили себя в главном сражении войны.
Алексей Галанин
Комментарии: