На знаменитой даче Мейерхольда в Горенках нередко бывал актёр Сергей Мартинсон

Его называли первым комиком и эксцентриком советского кино, королём гротеска и «советским Чарли Чаплином». В 2019-м ему бы исполнилось 120 лет.

Родился Сергей Александрович в Париже в 1899 году. Он был потомком шведских баронов, сыном крупного петербургского фабриканта, владельца известной карандашной фабрики «Мартинсон и Ко». Александр Александрович Мартинсон был почётным гражданином Санкт-Петербурга. Мама, Феодосия Александровна (урождённая Петрова), была дворянкой.

Знатная семья жила в центре Питера в особняке на Миллионной улице, где собиралась культурная элита города, выступал с концертами Александр Скрябин — близкий друг отца. Маленький Серёжа получил прекрасное образование, говорил на двух языках, французском и немецком, занимался музыкой, увлекался театром и посещал театральную студию.

Мартинсоны имели дачу «Александрия» под Петербургом — в Гатчинском районе сохранился дом 1905 года постройки. Отец актёра был председателем Сиверского общества благоустройства, давал деньги на местный дачный театр. Здесь же в 1915 году в летнем театре с труппой дачных сиверских артистов выступал будущий актёр, также он пробовал свои силы на сценических площадках в соседних Рождествене и Суйде. Играл за местную футбольную команду «Сиверская». Краеведы гатчинские и сиверские, где имеется музей «Дачная столица», активно разыскивают информацию о жизни этого замечательного семейства.

Родители театр обожали и с удовольствием брали сына с собой — и в драму, и в оперу, и в балет. В школе Сергей играл в театральной студии. Проучившись год в Технологическом институте, окончательно и бесповоротно решил стать актёром. На вступительном экзамене в Институт сценических искусств читал монолог Бориса Годунова. Приёмная комиссия плакала от хохота, но принять его категорически отказалась.

Потом он всё же Ленинградский институт сценических искусств окончил, выступал на эстраде. Был актёром нескольких театров, мюзик-холла. С 1925 по 1938 год трижды становился ведущим актёром труппы Театра Мейерхольда, где играл вплоть до закрытия театра. Он был настоящий мейрхольдовский актёр: пел, танцевал, падал, заставлял смеяться и даже плакать. «Прирождённый эксцентрик… Настоящая мейерхольдовская школа!» — писала о нем Вера Марецкая.

Отметим, что в 1930 году на гастролях Театра Мейерхольда Мартинсон-Хлестаков удостоился признания театрального Парижа.

Сергей Александрович работал над книгой о своём учителе, Всеволоде Мейерхольде. Но эта рукопись у него пропала. Говорят, её вывезли за границу…

С 1945 года Мартинсон состоит в труппе Театра-студии киноактёра. В кино Сергей Мартинсон с 1924 года. Он снимался у знаменитых советских кинорежиссёров Всеволода Пудовкина, Якова Протазанова, Сергея Юткевича, Бориса Барнета, Григория Рошаля, Александра Птушко. Между первой ролью в фильме «Похождения Октябрины» (1924) и последней — в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь» — пролегло 60 лет и почти 100 ролей, от немых постановок без сюжета и абсолютно глупых до полноценных цветных фильмов.

Экзотично звучали в начале 1980-х его рассказы о встречах с Есениным в литературном кафе «Стойло Пегаса», на квартире у Зинаиды Николаевны Райх, с которой Мартинсон играл во многих спектаклях Театра Мейерхольда и куда Есенин приходил навестить своих детей Костю и Таню — в Горенки, кстати. Рассказывал о похоронах Есенина, как у гроба его «Зинаида плакала, как белуга». Мартинсон же поведал о том, что знаменитое стихотворение «Письмо к женщине» посвящено Зинаиде Райх, а строка «живёте вы с серьёзным, умным мужем» относится ко второму мужу Зинаиды Николаевны — Всеволоду Мейерхольду…

Сергей Мартинсон был из тех, кого называют харизматическими артистами, которые умели двумя-тремя деталями создать неповторимый, яркий и гротескный образ. Интересно, что Мартинсон первым в советском кино сыграл Гитлера — в «Новых похождениях Швейка» Сергея Юткевича. Сам актёр потом с удовольствием рассказывал байку, а может, и быль, что Гитлер, увидев себя на экране, внёс актера в свой личный «чёрный список» и пообещал повесить на первом фонаре.

Великолепен был Мартинсон и в детских сказках: «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане», «Калиф-Аист», «Руслан и Людмила».

Удивительно, что играл-то он в основном отрицательных героев, но все они получились какими-то тёплыми и родными, в отличие от нынешних кинозлодеев. Чего стоит его Дуремар, выкачивающий ведром воду из прудика, а дьяк из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»…

«Какое удовольствие было смотреть фильм, где играл этот штучный, один-единственный, неповторимый актер», — пишет в одном из киноблогов старый киноман.

В 1940-х годах Сергей Мартинсон стал озвучивать мультфильмы. Его голос неподражаем и узнаваем. Этим голосом в советских мультиках говорят около 50 персонажей.

Мартинсон был трижды женат. Ещё студентом Сергей влюбился и сразу женился на своей однокурснице Екатерине. В 1928 году у них родилась дочка Анна. Впоследствии она вышла замуж за американца и уехала в США. Анна много раз приглашала отца к себе. Но власти не выпускали известного артиста — боялись, что он не вернётся.

С конца 1930-х годов Мартинсон жил в гражданском браке с балериной Еленой Добржанской. Их часто звали на приемы в посольства. Но Сергей Александрович много работал и по посольствам не ходил, а она бывать там любила. За это её обвинили в шпионаже и посадили. Он исправно носил ей передачи, пока в 1952 году не узнал, что её не стало. Мартинсон очень тяжело переживал потерю жены. От этого брака родился сын Александр, впоследствии связавшийся с криминалом.

Третья жена, Луиза, была намного моложе его. Их познакомил Павел Кадочников на съемках фильма «Подвиг разведчика» в Одессе. Луиза родила актёру дочь Наташу, которая потом снималась в кино, немного выступала на эстраде. Её самой известной ролью стало участие в папином «Бенефисе». Говорят, Мартинсону эта передача очень нравилась…

Он жил совсем один в доме на Тверской, — том самом, где магазин «Армения». Обедал в Доме актера, что напротив.

Сын вышел из тюрьмы, но с отцом жить не стал. Все близкие эмигрировали. Друзей у Сергея Александровича не было. О своих дворянских корнях он всю жизнь старался помалкивать. Отпрыск знатного рода, приверженец опальной школы Мейерхольда, отец эмигрантки — любой из этих поводов мог стать причиной для гонений. Мартинсон не раскрывал душу даже перед самыми близкими друзьями. От него не осталось ни мемуаров, ни интервью. Все близкие Сергея Александровича в 1972 году покинули СССР, и связь с ними прервалась. Биограф Мартинсона Людмила Кафанова написала единственную книгу о мэтре комической роли. Но труд так и не увидел свет.

Скончался Сергей Александрович в СССР в 2 сентября 1984 года, снимаясь до самых последних дней.

Похоронен Сергей Мартинсон на Кунцевском кладбище. Рядом могила его сына. Памятник у них один на двоих.

Мы в Instagram