Маршал авиации Евгений Савицкий жил и работал в поселке Заря

Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий жил и работал в посёлке Заря. В Музее войск ПВО хранятся его личные вещи.

Евгений Савицкий родился 24 декабря 1910 года в Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. В 12 лет после смерти отца Евгений покинул родительскую хибару и стал… беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра, рабочего цементного завода «Пролетарий». Официальная биография умалчивает о том, что в портовом Новоросийске «корочку хлеба» в те времена порой приходилось зарабатывать боксом. «В паре» с будущим маршалом был даже американский негр.

В те годы стремительно росла и развивалась авиация. По комсомольской путёвке в 1929 году Савицкий отправился на учёбу в Сталинградскую 7-ю военную лётную школу. Закончил её в 1932-м, служил на Дальнем Востоке. Его самолёт узнавали по умению летать красиво. В 28 лет Савицкий стал командиром 31-й истребительной авиационной дивизии. Война застала его на Амуре. С 1941 года майор Савицкий — в действующей армии.

Факт, в который трудно поверить: когда Савицкий будучи командиром дивизии в ноябре 1941 года прибыл под Москву, первое, что он сделал — подал рапорт с просьбой перевести его рядовым лётчиком. Дело в том, что, не имея боевого опыта, он считал себя не вправе командовать теми, у кого он был. Только открыв личный счёт сбитым самолётам противника и получив боевой орден, он вновь вступил в командование дивизией.

Летом 1942 года Е.Я. Савицкий стал командиром 205-й истребительной авиационной дивизии. Сражался на Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

В начале 1943 года его назначили командиром 3-го истребительного авиационного корпуса. С ним Е.Я. Савицкий прошёл всю войну, громя врага в боях на Кубани, над полями Украины и в небе Крыма, при освобождении Белоруссии, Польши и далее до Берлина. В марте 1943 года полковнику Е.Я. Савицкому было присвоено первое генеральское звание.

В полкáх его корпуса прошли обкатку многие новинки боевой техники: радиолокационные станции, системы вооружения, новейшие модификации истребителей. Как командир авиакорпуса Савицкий мог бы и не летать, но он летал много, днём и ночью. 11 мая 1944 года командир 3-го истребительного авиационного корпуса генерал-майор Е. Я. Савицкий за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к марту 1944 года сбил 15 самолётов противника, был удостоен звания Героя Советского Союза.

…11 мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже севший на хвост очередному «мессеру», был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Савицкий сумел дотянуть до нашей территории и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трёх позвонков, но остался в строю. Вечером этого дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и генерал-лейтенанта авиации.

В ходе Висло-Одерской операции в паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки. В целом в Висло-Одерской и Берлинской операциях лётный состав авиакорпуса нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта. Случалось, что истребительные части занимали новые аэродромы ещё до того, как к ним подходила наша пехота.

К концу войны генерал-лейтенант авиации Е.Я. Савицкий имел 216 боевых вылетов, в 110 воздушных боях лично сбил 22 самолёта противника, ещё два — в составе группы. 2 июня 1945 года он был награждён второй медалью «Золотая Звезда». За время войны Савицкий 22 раза упомянут в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего. Дополняет картину найденная в архиве немецкая секретная радиограмма: «При встрече с противником всем летчикам обращать особое внимание на отдельно летящую пару (самолёт) типа «Як». Принять все меры для уничтожения. Возможно, это русский генерал Савицкий».

В послевоенное время Савицкий был среди пионеров советской реактивной авиации. Именно Савицкому принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей — от И-2 до МиГ-21, налетать 1,5 года — рекордное для истребителя время, совершить 5586 посадок.

Как отмечает сайт «Красные соколы», Савицкий «свыше 40 лет изо дня в день поднимал боевую машину в небо. И не мыслил себя без этой работы. Лётная книжка прославленного героя заполнена записями о полётах на машинах более 80 наименований, в том числе и на ракетоносцах 3-го поколения».

С июня 1960 Евгений Яковлевич — командующий авиацией войск ПВО страны. С июля 1966 года — заместитель главкома войсками ПВО страны. С апреля 1980-го — военный инспектор-советник в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Свой последний полёт он выполнил на сверхзвуковом реактивном самолёте 1 июня 1974 года в возрасте 63 лет.

Жена Евгения Яковлевича — Лидия Павловна Савицкая (Лазаренкова, 1924–1986) — в годы войны была авиационным диспетчером в штабе 3-го истребительного авиационного корпуса. За боевую доблесть награждена орденом Красной Звезды. Их дочь Светлана стала лётчиком-космонавтом, совершила два полёта в космос. Это единственная семья в СССР, два человека из которой удостоены звания дважды Героя Советского Союза.

Е.Я. Савицкий — автор книг, в которых очень много объективной информации, особенно о первых неделях войны.

Евгению Яковлевичу не пришлось увидеть крах любимой Родины. Он умер 6 апреля 1990 года. Похоронен прославленный воздушный боец на Новодевичьем кладбище в Москве. Люди, подобные Е.Я. Савицкому, верили в то, что делали, и имели на то полное право. Они ушли вместе со своей эпохой, а нам остаётся лишь чтить их память.

 

Святослав Коновалов

Мы в Instagram