«Криогенмаш» из Балашихи поставил оборудование на космодром «Восточный»

Системы заправки жидкими кислородом и азотом для стартового комплекса ракеты «Союз» космодрома «Восточный» поставила балашихинская компания «Криогенмаш». На предприятии готовят к транспортировке в Амурскую область очередную партию оборудования для строящейся второй пусковой площадки ракеты-носителя «Ангара».

«Систему заправки жидким кислородом и азотом для стартового комплекса «Союз» на космодроме «Восточный» полностью изготовил, смонтировал и поставил Криогенмаш». Они надёжно отработали в ходе всех состоявшихся запусков с космодрома. Система заправки криогенными компонентами ракетного топлива содержит около 700 тонн жидкого кислорода, который необходим для заправки ракет перед стартом», — рассказала генеральный директор «Криогенмаша» Мария Соколова.

В хранилище стартового комплекса находятся три резервуара с жидким кислородом по 200 кубометров каждый и один с жидким азотом — объёмом 100 кубометров. Кислород и жидкий азот поступают в специальных цистернах по железной дороге. Составы подходят на сливной перрон, где содержимое цистерн сливают в криогенные резервуары. Здесь криогенные жидкости ожидают заправки в ракету-носитель.

«Протяжённость криогенных трубопроводов составляет несколько сотен метров. Уникальность системы заправки криогенными продуктами в том, что состояние криогенной жидкости нужно сохранить на всём пути, несмотря на разницу температур с окружающей средой более чем в 200 градусов. И не только при хранении в резервуарах, но и во время транспортировки до ракеты и заправки баков ступеней ракеты-носителя», — пояснила Мария Соколова.

Криогенные резервуары поддерживают постоянную температуру хранения — минус 183 градуса Цельсия для кислорода и минус 196 градусов для жидкого азота. Так вещества не испаряются и не теряют своих свойств месяцами.

Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха
Большая Балашиха

По криогенным трубопроводам кислород и азот поступают в ракету-носитель. Именно кислород используют в качестве окислителя для ракетного топлива при пуске ракет — на один запуск требуется около 200 тонн жидкого кислорода. Азот обеспечивает целый ряд технологических процессов во время заправки ракеты-носителя: от продувки трубопроводов до наддува топливных баков.

«Кислород — это окислитель, который должен обеспечивать полное сгорание ракетного топлива. Ракеты «Союз» летают на керосине или нафтиле — безопасном для окружающей среды виде углеводородного топлива с добавлением полимерных присадок. Жидкий кислород занимает минимум места в баках космической ракеты и обеспечивает работу ракетных двигателей на всех этапах — во время взлёта ракеты и при полёте в безвоздушном пространстве», — объяснил директор по стратегическому развитию «Криогенмаша» Александр Мазин.

Процесс создания системы заправки криогенными продуктами — длительный. В течение года разрабатывается конструкторская документация, за 3-4 месяца изготавливается сосуд. Доставка резервуаров системы хранения по железной дороге через всю страну занимает ещё три недели.

В настоящее время на «Восточном» ведётся строительство второго стартового комплекса. Для пусковой площадки ракеты тяжёлого класса «Ангара» на «Криогенмаше» уже разработали и производят четыре системы: заправки жидкими кислородом, азотом, водородом и обеспечения температурного режима. Первый носитель тяжёлого класса на околоземную орбиту с «Восточного» планируют отправить к 2023 году.

«Очередная партия резервуаров для второго стартового комплекса космодрома будет отгружена в ближайшее время. В апреле на космодром «Восточный» прибудут два резервуара объёмом 250 кубических метров», — сообщила Мария Соколова.

К слову, на запуск «Ангары» потребуется значительно больше топлива и окислителя, чем для «Союза». В перспективе на космодроме планируют строительство кислородно-азотного завода, который сможет производить криогенную продукцию на месте.

Оборудование для стартовых ракетно-космических комплексов «Криогенмаш» поставляет с 1959 года. Помимо систем заправки криогенными компонентами ракетного топлива, балашихинское предприятие обеспечивает космодромы системами термостатирования, которые обеспечивают поддержание необходимой температуры и влажности в отсеках ракеты и в космических аппаратах до момента старта.

«Криогенмаш» — один из семи крупнейших мировых производителей крупнотоннажного криогенного оборудования собственной разработки. Оборудованием «Криогенмаша» пользуется треть основных действующих космодромов мира: Восточный, Плесецк и Байконур, Centre SHAR в Индии и KSLV в Южной Корее, Куру во Французской Гвиане, Sea Launch (Морской старт). На предприятии также созданы системы заправки жидким кислородом ракеты Р-1, баллистических ракет, ракеты-носителя Н-1; системы хранения и заправки жидким кислородом, а также системы термостатирования ракеты-носителя «Зенит», комплекса «Ангара» на космодроме Плесецк; стендовые и стартовые комплексы криогенных заправочных систем ракеты-носителя «Энергия» и орбитального корабля «Буран».

В 2015 году предприятие переместилось на территорию новейшего многономенклатурного научно-производственного комплекса в Балашихе площадью 25 тысяч квадратных метров. Созданные на «Криогенмаше» установки для разделения воздуха позволяют получать в больших количествах чистые кислород, азот, аргон и редкие газы, такие как неон, ксенон и криптон. Установки балашихинского предприятия поставляют для металлургических комбинатов, предприятий химической промышленности России и зарубежья.

На «Криогенмаше» трудятся около 1 000 специалистов. В основном производстве задействованы более 300 человек. «Криогенмаш» входит в Группу ОМЗ — «Объединённые машиностроительные заводы».

 

Константин Роик

Мы в Instagram