К столетнему юбилею легендарного руководителя «Рубина»

Имя Ивана Ивановича Зверева было хорошо известно в Советском Союзе. Лучшие учёные умы приезжали к нему в Балашиху за советом и помощью, и возглавляемый им агрегатный завод «Рубин» блестяще справлялся с государственными заданиями. Потому что Зверев был эталоном красного директора — руководителя, любимого коллективом и уважаемого в верхних эшелонах власти.

Родился Иван Иванович 9 марта 1920 года в подмосковной деревне Новошино, которая сейчас входит в состав Лотошинского района. По окончании школы в 1937 году поступил на учебу в Московский институт химического машиностроения. В 1941 году был направлен на завод № 506 в город Дзержинск (ныне Нижегородская область). Без отрыва от производства окончил институт в 1944 году, получив диплом инженера-механика.

С 1946 года работал на заводе № 94 в Москве, затем в конструкторском бюро на заводе № 279, параллельно учился в вечерней аспирантуре МАИ. В 1954 году стал кандидатом технических наук. А в 1954 году его назначили главным конструктором и руководителем завода № 279 в Балашихе (приказ МАП № 461к от 6 февраля 1954 года), теперь это авиакорпорация «Рубин».

На этом посту Иван Иванович сменил другого выдающегося учёного — Т.М. Башту, который с 1955 года жил и работал в Киеве, где заведовал кафедрой гидрогазовых систем Киевского института инженеров гражданской авиации, а затем работал профессором на той же кафедре.

Молодому руководителю, а на тот момент Звереву было всего 33 года, пришлось доказывать, что назначили его неслучайно. Тем более что за него ходатайствовал партком предприятия. Бывший в ту пору секретарём парторганизации завода Сергей Коконин вспоминал, что доложил просьбу начальнику главка министерства авиационной промышленности Загайнову. И вскоре положительное решение было принято.

Иван Иванович быстро включился в работу. Он внёс значительный вклад в становление завода, в определение и расширение его тематики, в подбор конструкторских, научных и производственных кадров, а также в создание производственной, научно-исследовательской и испытательной базы. При его поддержке сотрудниками завода №279 были подготовлены и изданы крайне необходимые для авиационной отрасли страны труды, главные положения которых легли в основу создания и отработки систем автоматического торможения и агрегатов антиюзовых систем.

Именно Зверев руководил созданием взлетно-посадочных устройств как для всех летательных аппаратов, созданных в Советском Союзе с 1950-го по 1990 годы, так и для ракетной и космической техники, включая космический аппарат «Буран» и ракету «Протон». С тех пор практически все самолёты и вертолёты, созданные в СССР, а теперь и в России, комплектуются колёсами, системами торможения и агрегатами гидравлических систем разработки «Рубина».

Только за период 1946–1960 годов по итогам пятилеток и за выполнение особых заданий правительства по созданию новых образцов авиационной техники 22 рабочих, инженерно-технических работника и служащих завода № 279 были награждены орденами и медалями. Ивану Ивановичу Звереву был вручен орден Трудового Красного Знамени. Это была его первая награда.

Авторитет завода заметно укрепился после успешного завершения в конце 50-х годов гидравлических фильтров с бумажным фильтрующим элементом и аварийной тормозной установки для ВВС.

15 февраля 1967 года по приказу министра промышленности от 30 апреля 1966 г. № 175с предприятие было преобразовано в агрегатный завод «Рубин». Под внедрение новой тематики и новых изделий Зверев резко ускорил формирование служб главного инженера, главного технолога, главного механика, главного контролёра и других структур, обеспечивающих нормальную работу завода. Ускоренными темпами шло обновление старого станочного парка и приобретение принципиально нового оборудования.

В результате на заводе в Балашихе были созданы материалы нового поколения, не уступающие по характеристикам лучшим зарубежным аналогам. Эти материалы прошли необходимый объём сертификационных испытаний и успешно эксплуатируются в составе взлетно-посадочных устройств самолетов Ту-160, Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ан-124, Ан-148, Як-130.

Пожалуй, одним из самых заметных достижений завода стал его вклад в реализацию уникального проекта под названием «Буран». В 1985 году космический комплекс «Буран» в автоматическом режиме совершил посадку с исключительной точностью, что означало: гидравлическая и тормозная системы, колёса, а также комплектующие агрегаты, включая миниатюрные автономные силовые гидромеханические системы, мощные насосы и гидромоторы, созданные специалистами балашихинского предприятия, отработали идеально. Продукция завода не подвела — «Буран» приземлился отлично.

Работу на заводе Иван Иванович сочетал с преподавательской деятельностью, был руководителем кафедры гидрооборудования самолетов в Московском авиационном институте. В 1971 году стал доктором технических наук и профессором. Почётный авиастроитель. Почётный гражданин города Балашиха. Награждён орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта».

В 1988 году Иван Иванович вышел на пенсию. А 9 марта 1998 года его не стало. Он умер в день своего рождения. Такая судьба…

Все, кто с ним работал, помнят его как руководителя, умеющего чутко реагировать на мнение коллектива. Иван Иванович и в сотрудниках ценил умение работать с подчинёнными, их инициативность и техническую грамотность. Как правило, для него это было решающим фактором при назначении на руководящие должности кого-то из коллег. Он не боялся новых задач, которые возникали при создании перспективных летательных аппаратов, и были случаи, когда он брал всю ответственность за принятое решение на себя.

Память о легендарном учёном и директоре жива. 16 марта 2007 года на территории авиационной корпорации «Рубин» торжественно открыли памятную доску И.И. Зверева.

Алексей Галанин

Мы в Instagram