Главный конструктор авиакорпорации «Рубин» Иван Иванович Зверев был почётным гражданином Балашихи

Генералом звездных войн называли великого конструктора «Бурана» Г.Е. Лозино-Лозинского. Но без «полковников», к числу которых относился  Иван Иванович Зверев,  было бы невозможно создание корабля-ракетоплана советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС).

Каждый из них олицетворял целые отрасли и корпорации, творившие в обстановке такой секретности, что многие проекты тех лет, как и биографии творцов, засекречены до сих пор.

История «Рубина» неразрывно связана с развитием отечественной авиации. Приказом народного комиссара авиационной промышленности М.В. Хруничева от 15 марта 1946 года  №113с на базе ОКБ завода № 219 был создан опытный завод по авиаколёсам с присвоением ему номера 279. Несколько позже для обеспечения авиационной промышленности посадочными устройствами и гидравлическими агрегатами приказом Министерства авиационной промышленности от 26 апреля 1946г. № 251с завод № 279 реорганизован в 279-й опытный завод посадочных устройств и гидропневматического оборудования самолетов.

В 1962 году общее количество работников авиационной промышленности, как отрасли общественного производства, составляло 1,2 млн человек. Выпуск летательных аппаратов различного назначения  в период 1980– 1990 гг. достиг  560-640 в год. Причём это были самолёты и вертолёты, не уступавшие лучшим образцам мировой авиационной техники.

Создание апробированных типовых конструкций различных видов гидравлического оборудования в 1956 году стало главной задачей завода «Рубин», одного из 220 кадровых военных заводов СССР.

Иван Иванович Зверев (1920–1999) был назначен главным конструктором авиационной корпорации «Рубин» в 1954 году и работал на этом посту целых 34 года.

Он прошел путь от инженера-конструктора до руководителя завода. Как говорится в его скупой на детали характеристике, он внёс значительный вклад в становление завода, в определение и расширение его тематики, в подбор конструкторских, научных и производственных кадров.

При его поддержке сотрудниками завода были подготовлены и изданы актуальные и крайне необходимые для авиационной отрасли труды, основные положения которых легли в основу создания и отработки систем автоматического торможения и агрегатов антиюзовых систем.

Авторитет завода заметно укрепился после успешного завершения в конце 50-х годов двух новых работ — это создание гидравлических фильтров с бумажным фильтрующим элементом и аварийной тормозной установки.

Специалистами «Рубина» разработано более 1 300 изделий и систем авиационного назначения, научные идеи и методики для многих из которых до сих пор являются уникальными.

Вершиной научно-технического прогресса в советской авиационной промышленности явилось создание совместно с предприятиями и организациями Минобщемаша СССР орбитального  корабля МТКС «Буран» — космического летательного аппарата самолётного типа. Из соображений секретности его назвали «изделие 1.01».

Всего в разработке и изготовлении «Бурана» участвовало около 100 ОКБ, НИИ и 52 серийных завода Минавиапрома СССР.

«Буран» предназначался для выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. С его помощью можно было проводить исследования для научной и военной сфер, народного хозяйства.

Была создана универсальная транспортная космическая система, позволявшая, в отличие от американцев, выводить в космос не только «Буран», но и произвольные тяжёлые грузы массой до 100 тонн.  В то время у США челнок является частью транспортной системы и груз ограничен 29,5 тонны. Из-за особенностей центровки орбитального корабля ни одного полета с полной загрузкой так и не было совершено. В США существовали планы создания одноразовой только грузовой системы на базе Шаттла, но они не были реализованы.

По оценкам специалистов, «Буран»  — это непревзойденная ни раньше, ни в обозримом будущем вершина инженерной аэрокосмической деятельности.

Космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур, вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.

Полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программу окончательно закрыли решением Совета главных конструкторов при НПО «Энергия». Существует мнение, что официального закрытия как такового не было — якобы, прекратить эту программу может только президент РФ.

В 1999 году автор этих строк участвовал в двухнедельной  агитпоездке в защиту орбитальной станции «Мир». В составе бригады, помимо писателей и журналистов, были авторитетные конструкторы, работавшие в том числе и с Иваном Ивановичем Зверевым.

Мы проехали от Королёва до Оренбурга. Выступали в десятках городов. Но усилия столь знающих тему людей, специалистов высочайшего класса,  ни к чему не привели: «Мир» был затоплен в Тихом океане. К его останкам сразу же ринулись американские подлодки.

Символично, что в том же 1999 году ушел из жизни и Иван Иванович Зверев.

В 2002 году, сообщает Википедия, единственный летавший в космос «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

 

 

Святослав Коновалов

Мы в Instagram