Герой Советского Союза Николай Гусаров 20 лет был простым рабочим на Кучинском комбинате - БОЛЬШАЯ БАЛАШИХА - Информационное агентство

Герой Советского Союза Николай Гусаров 20 лет был простым рабочим на Кучинском комбинате

Будущий лётчик родился 4 декабря 1917 года в деревне Новосёлки, ныне Колпянского района Орловской области, в большой крестьянской семье: у него было два брата и сестра.

Окончил семилетку и два курса Орловского семеноводческого техникума, получив специальность селекционера.  Планировал работать в родном колхозе, но в 1936 году по специальному набору ЦК ВЛКСМ был призван в ряды Красной армии.

В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова.

Это военное лётное училище было одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, ВВС СССР и РФ с 1910 по 1998 год.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны и стремительного приближения фронта, школа была переведена в город Красный Кут Саратовской области и начала усиленно готовить лётчиков для фронта.

За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза.

По окончании училища Н.М. Гусаров служил в частях ВВС Киевского особого военного округа, принявшего главный удар врага на рассвете 22 июня 1941 года.

Война застала его в городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в составе 12-го истребительного авиаполка.

«К боям он был готов — ещё до войны славился как меткий стрелок, — пишет в своём очерке о Герое известный балашихинский краевед Алексей Галанин. — Снайперское мастерство лётчика было отмечено наградой: именными золотыми часами от Маршала Советского Союза С.М. Будённого… «22 июня 1941 года в три часа утра командиру полка позвонил командир дивизии Демидов и посоветовал не спать», — писал о событиях тех лет фронтовой корреспондент Л.В. Козлов.

Командир 12-го истребительного авиаполка П.Т. Коробков всё понял: на своём ястребке несколько раз низко пролетел над городом, таким образом подавая условный сигнал тревоги, отдал приказ поднять лётный состав, который остался на воскресенье на аэродроме, рассредоточить и убрать с лётного поля боевые машины».

В первый же день войны Николай Гусаров сбивает первый немецкий самолёт.

Дальше – больше. Урожайным для него становится август 1941 года: 13-го сбит «мессер», 14-го – «юнкерс», 29-го – «хейнкель», — почти все представители авиапарка тогдашнего люфтваффе.

Это вдохновляет молодого капитана, да и многие начинают понимать, что врага можно бить, что называется, и в хвост, и в гриву.

Сначала Н.М. Гусаров летает на И-16, а с декабря 1941 года — на ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.

Три победы в сентябре 1941 года, затем ещё шесть, — на Крымском фронте и в районе Осташкова.

А 5 июля 1943 года состоялся знаковый в судьбе Н.М. Гусарова воздушный бой, после которого в ноябре того же года Николай Михайлович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3235).

Это случилось над станцией Поныри (Курская область).

Прикрывая наши войска и уже сбив один вражеский истребитель, Гусаров на самолёте Ла-5 погнался за вторым — ФВ-190, который ушёл вниз под облака.

Пробив облачность, столкнулся с самолётом противника и не раздумывая пошёл на таран.

Нашего лётчика при ударе выбросило из кабины. У самой земли он сумел открыть парашют и попал в медсанбат с лёгкой контузией. Немецкий лётчик погиб.

Всего же в первый день Курской битвы, когда противник обрушил на наши войска всю мощь сухопутных и авиационных группировок, только в частях 16-й Воздушной армии лётчики трижды таранили самолёты врага. Кроме Николая Гусарова это сделали Капитан Н. Сидоров  (погиб при этом)  и младший лейтенант В. Поляков.

К ноябрю 1943 года майор Н.М. Гусаров совершил 432 боевых вылета, в 69 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 11 самолётов противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 14 групповых победах).

В июне 1944 года 486-й авиационный полк перебазировался на передовые аэродромы, которые располагались в 25-30 км от врага. Противник имел мощную оборону. Его авиация вела усиленную разведку позиций наших войск, используя высокоманевренные самолёты FW-189, в наших войсках называемых «рамой».

Эти машины не только вели разведку, но и корректировали огонь своих орудий.

Командиры наземных частей нередко просили авиаторов: помогите избавиться от «соглядатая». Однако сбить «раму» было далеко не просто.

Было принято решение в район барражирования «рамы» подлетать на малой высоте (это обеспечивало внезапность их появления), затем, имея преимущество в скорости, с набором высоты вести прицельную стрельбу.

На другой день капитан А.И. Гирич и майор Н.М. Гусаров с ведомым старшим лейтенантом Телегиным сбили два самолёта FW-189. Противник стал осторожнее использовать эти машины для корректировки стрельб, сократил район их барражирования.

В январе 1945 года начались тяжёлые бои по освобождению Будапешта.

Для помощи окружённой Будапештской группировке немецкое командование организовало «воздушный мост» — на самолётах Ju-52 сюда подбрасывались подкрепления, боезапас и продовольствие. Лётчики 486-го авиаполка вместе с другими авиаторами начали охоту за «воздушными извозчиками». Вскоре майоры Н.М. Гусаров и А.И. Гирич, а несколько позже и командир эскадрильи Полеев, сбили по одному Ju-52.

7 мая 1945 года началась Пражская операция Советских войск. В этот день Герой Советского Союза Н.М. Гусаров вновь пополняет счёт своих боевых побед.

Николай Гусаров встретил День Победы в Чехословакии.

За время войны он совершил 501 боевой вылет, сбил не менее 30 самолётов.  (М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 14 групповых побед).

После окончания войны Николай Михайлович продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы.

С 1955 года полковник Н.М. Гусаров в запасе по состоянию здоровья. Жил в Железнодорожном.

Имея, как ветеран войны, да ещё и Герой Советского Союза, все возможности пойти по административно-бюрократическому пути, в 1959 году он устраивается рабочим на Кучинский керамический комбинат.

20 лет, до конца своих дней, Николай Михайлович работал обжигальщиком на Кучинском комбинате керамических облицовочных материалов в цехе пеностекла.

Ушел он из жизни 3 сентября 1979 года.

Похоронен в Балашихе на Пуршевском кладбище.

Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Колпны (Орловская область).

В 1995 году на здании АО «Керамкомбинат» установлена мемориальная доска в память о Герое Советского Союза рабочем Н.М. Гусарове.

 

Святослав Коновалов

Мы в Instagram

Все права на материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат МАУ "Информационное агентство "Большая Балашиха".

Любое использование материалов и новостей сайта допускается только по согласованию с редакцией с обязательной гиперссылкой на сайт www.bbnews.ru

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ СМИ

Сетевое средство массовой информации "Большая Балашиха", сайт в сети интернет bbnews.ru. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС ‎77-67562 от 31 октября 2016 года. Учредитель - Муниципальное автономное учреждение Городского округа Балашиха "Информационное агентство "Большая Балашиха". Главный редактор - Лукьянцев Михаил Александрович. Адрес редакции: 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 5. Телефон редакции: 8(498)660-85-00. Электронная почта редакции: office@bbnews.ru