Автор повести «Родом из Балашихи» Владимир Васильевич Капнинский был ещё и детским писателем, сценаристом,  художником

Его биография известна мало, о личной жизни он предпочитал молчать. Главным для него было оставить после себя как можно больше добра, которое, считал он, будет говорить само за себя.

Владимир Васильевич родился в 1923 году.

Учился в Московском педагогическом институте, который не окончил. Как рассказал автору этих строк в редакции журнала «Крокодил» заместитель главного редактора Алексей Ходанов, это было его собственным решением. Он просто понял, что его способностей вполне достаточно для того, чтобы реализоваться в самых разных сферах свободного творчества. Но постоянным автором популярнейшего советского журнала Капнинский станет много позже.

Первым местом работы была столовая, где он трудился художником-оформителем. И еще с 50-х годов стал подрабатывать на киностудии «Союзмультфильм» в цехе черновой фазовки, где был прорисовщиком.

С 60-х уже писал сценарии для П.Н.Носова, Б.Т.Бутакова, Л.П.Каюкова и других режиссеров.

Таким образом, многие мультфильмы, пронизанные душевным теплом и добротой, о которых вспоминают люди старшего поколения, — дело рук, ума и сердца Владимира Капнинского, коренного балашихинца.

Вот лишь некоторые из них, которые можно найти в интернете:
«ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА» (1965), «КАРТИНА» (1965), «ЛИСА, МЕДВЕДЬ И МОТОЦИКЛ С КОЛЯСКОЙ» (1969), «ЛЕСНАЯ ХРОНИКА» (1970), «ЧУЖИЕ СЛЕДЫ» (1971), «ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ» (1979), «ПУСТОМЕЛЯ» (1980), «ЦЕННАЯ БАНДЕРОЛЬ» (1986).
Были еще сюжеты для «Фитиля», который редактировал сам Сергей Михалков.

Как художник, Владимир Васильевич выступил в единственном, но знаковом  мультфильме «СЛУЧАЙ С ХУДОЖНИКОМ» (1962). Его сюжет актуален и сегодня.

В одном из городов Европы художник целыми днями рисовал картины и продавал их на улице. Однажды пошёл дождь и размыл краски, изображение потекло. Проезжавший богач остановился и купил картину с потёкшими красками. Художник получил деньги и принялся на потоке рисовать абстрактные полотна. Вскоре богач организовал выставку его творений. Там художник устроил показательный сеанс, как он поливает красками полотно. Критики хвалили, публика рукоплескала. Богач торжественно соединил руки своей дочери и художника. Когда невеста разделась и смыла грим с лица, художник в ужасе убежал от неё и влетел внутрь своей картины. Там его окружили персонажи его картин, искажённые его фантазией, а затем набросились на него. В ужасе художник бежал, выпрыгнул в окно и устремился к девушке, которую рисовал раньше. А на улице подражатель его метода уже кидал бутылки с краской в картину.

Перу детского писателя Капнинского принадлежат такие источающие добро и свет книги, как «Домик из грамматики», «Как Ёж с Черепахой поменялись рубахами», «Приезжайте в гости! и другие сказки», «Терлецкие пруды» (книга воспоминаний, 1992).

Но для нас особое значение имеет повесть «Родом из Балашихи» — книга воспоминаний, вышедшая в 2002 году, иллюстрированная рисунками автора.

Вот ее начало:

«Наш дом — четырёхэтажная казарма — и теперь стоит на своём месте. Правда, уже выселенная, обезлюдевшая, перекрашенная в белый цвет, сверкающая обновлённой крышей из оцинкованной жести и занятая какими-то учреждениями. Но для меня она продолжает жить в том своём первоначальном виде, какой я её знал с самого раннего детства. Если вам случится приехать электричкой на старую Балашиху, по дороге к нашей фабрике она встретит вас первой. Да и номером она числилась первой. Но чаще именовалась «жёлтой казармой» или «жёлтой спальней» — за её цвет. Позади неё стоит «красная спальня», названная так потому, что стены её были (и есть) из неокрашенного кирпича… А если пройти дальше по дороге, можно увидеть и «белую казарму». Все казармы значились по номерам. А седьмая, за речкой, носила дополнительное название — «молодцовская». Говорят, потому что заселяли её преимущественно холостые молодцы.
Но вот я снова возвращаюсь в глубину моего детства, к началу тридцатых годов.

Есть у нас красный флаг,
Он на палке белой,
Понесёт его в руках
Тот, кто самый смелый! —

распевали мы, малыши, заученную песенку и гордо вышагивали с красными звёздочками, вырезанными из картона и приколотыми на груди. Мы шагали вслед за своей вожатой, девочкой лет двенадцати, во дворе казармы, которая представлялась нам Кремлём, а наш двор — Красной площадью.

В этом жиденьком строю малышей выделялся мальчик, которого вела за руку вожатая. Мальчик шёл прихрамывая. Этим мальчиком был я. Последствия перенесённого полиомиелита оставили свой след.

Есть у нас красный флаг,
Он на палке белой! —

пел и я вместе со всеми и никак не мог понять, почему красный флаг вдруг становится белым, как только его укрепят на палке. Может быть, такой фокус? И как мне ни объясняли, что белая палка, я снова представлял себе чудесное превращение красного флага в белый, когда его укрепляют на палке.
Потом мы пели:

Возьмём винтовки новые
На штык — флажки!
И с песнею стрелковою
Пойдём в кружки!

Так вырастали мы под красным флагом и с новыми винтовками в руках, чтобы воевать с ненавистными врагами буржуями. Помню, как меня огорчило, когда папанька (так мы с братом звали своего отца) прочёл однажды стихи о войне грибов. Там были такие обидные для меня слова: «А мы, опёнки, у нас ноги тонки, не пойдём мы на войну!» Я обхватывал свои ножки и обиженно замолкал. Да и как было мне не огорчаться? Ведь меня, как опёнка, не возьмут на войну с буржуями!..»

Владимир Капнинский прожил долгую жизнь. Он ушел в 2006 году.

Но свет и тепло, им оставленные, люди помнят, и будут помнить долго!

Мы в Instagram