Предложения по наделению омбудсменов новыми полномочиями получили поддержку регионов
В сентябре на Межрегиональной конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей и.о. Уполномоченного в Московской области Наталья Чудакова озвучила предложения о закреплении на федеральном уровне права региональных уполномоченных принимать меры к урегулированию споров, в том числе в суде, а также содействовать организации примирительных процедур между бизнесом и публичными органами. Эти изменения предлагается внести в часть 3 статьи 10 Федерального закона № 78-ФЗ, что может обеспечить единый правовой механизм участия бизнес-омбудсменов в примирительных процедурах без внесения изменений в процессуальные кодексы, сообщает пресс-служба подмосковного бизнес-омбудсмена.
«Сегодня такая работа на региональном уровне уже ведется. Закон Московской области № 1/2014-ОЗ позволяет уполномоченному принимать меры к урегулированию споров с участием органов власти, похожие нормы есть и в ряде субъектов (Москва, Ярославская область). Однако в федеральном законе № 78-ФЗ прямой нормы в настоящее время нет, поэтому участие регионального уполномоченного в примирительных процедурах в ходе судебного процесса зависит от усмотрения судьи. В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством, в случае передачи спора на рассмотрение суда, региональные уполномоченные либо прекращают непосредственное рассмотрение обращения (ограничиваясь консультационным сопровождением), либо вступают в судебное дело в качестве участника процесса (защитник, третье лицо)», — отметила Наталья Чудакова.
Предложения подмосковного бизнес-омбудсмена предполагают использование третьего варианта, в условиях которого возможно продолжение рассмотрения спора, опосредованно ориентируясь на процессуальные нормы, но в рамках судебного процесса.
В действующем процессуальном законодательстве о примирительных процедурах (Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ) установлено, что споры могут быть урегулированы путем проведения: переговоров, посредничества (в том числе медиации), судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.
То есть, с одной стороны, действия Уполномоченного не вступают в противоречие с законом, но с другой стороны – отсутствие прямой нормы, наделяющей Уполномоченного правом выступать в качестве посредника в примирительных процедурах, – оставляет его назначение на усмотрение конкретного судьи, рассматривающего дело.
Предложенные изменения устанавливают право уполномоченного выступать посредником в примирении, опираясь на уже действующие в ГПК, АПК и КАС инструменты.
В Московской области планируется создание Центра внесудебного урегулирования – проекта, консолидирующего варианты реагирования Уполномоченного по урегулированию споров, вытекающих из публичных правоотношений. Ранее такое урегулирование проводилось посредством заседания рабочих групп Экспертного совета, переговоров, совещаний и встреч с заинтересованными лицами.
Концепция создания таких региональных центров расширяет содержание полномочий и задач, стоящих перед уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Тем не менее, принятие в законах субъектов РФ аналогичных изменений не является обязательным условием для создания подобных центров. Вместе с этим, внесение предложенных изменений в Федеральный закон № 78-ФЗ создает однозначное законное основание для реализации региональными уполномоченными права содействовать внесудебному урегулированию (в том числе, и в форме примирительной процедуры).
Следует отметить, Уполномоченный самостоятельно избирает способ реагирования на обращение предпринимателя: принять участие в судебном процессе в качестве участника (третье лицо, защитник); организовать совместный прием с прокурором; принять участие в заседании комиссии антимонопольного органа и прочее. Принятие обращения к рассмотрению в ЦВУ остается правом, а не обязанностью Уполномоченного.
Создание ЦВУ не требует формирования новых методик, выделения дополнительного времени и ресурсов.
Комментарии: